Верховный суд обратил внимание на то, что именно судья должен проверять наличие «не только повода, но и основания для возбуждения уголовного дела». Обвинение, в свою очередь, должно доказать не только сам факт публикации материала, который якобы содержит признаки возбуждения вражды и ненависти, но и оценить контекст публикации. Верховный суд также рекомендовал наказывать за публикации лишь при явном преступном умысле.

Почему это важно:

Таким образом Верховный уточнил формулировки в постановлении пленума Верховного суда России «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 года, но не внес изменений в статью об экстремизме. По мнению адвоката Генри Резника, статья 282 Уголовного кодекса «нуждается в законодательном ремонте и адекватном правоприменении».

Что еще известно:

Верховный суд обратил внимание нижестоящих судебных органов на то, что правовая оценка вероятному преступлению должна даваться исходя из «характера и степени общественной опасности». Судам рекомендовали учитывать размер и состав аудитории, количество просмотров информации, влияние размещенной информации на поведение людей.

Также в постановлении просят изменить и подход к экспертным заключениям, которые ранее были основным доказательством совершения преступления при публикации материалов в соцсетях. Теперь оно не должно обладать преимуществом перед остальными доказательствами.