По правде говоря, мне не нравится новая инициатива г-на Кузьминова.

Да что там греха таить, мне его инициативы вообще не нравятся, хотя масштаб, задор и некоторая лихость, конечно, вызывают уважение.

Я сразу скажу, что великолепная идея заменить преподавателя говорящей головой в телевизоре меня затронет не сразу. Я преподаю язык, причем не синтаксис и не теоретическую фонетику, а ту самую приземленную практику, где повторение — это все еще мать учения, где в живых диалогах и обсуждениях нарабатывается навык и развивается беглость речи, где поднятием брови все еще можно исправить глагольную форму и вернуть смысл… Словом, я пока еще посижу. И с удовольствием «поюзаю» ради своих целей весь тот миллиард онлайн-ресурсов, которыми сейчас полон интернет. Мне, кстати, моя квалификация позволит выбрать из них те, что по-настоящему полезны, и отмести мусор.

Но это все между прочим.

Говорить со своими студентами про замену живых профессоров видеокурсами я не планировала. Мы вышли на этот разговор случайно, в процессе нашей ежедневной разминки. Среди прочих способов «разогреть» класс я использую один очень незамысловатый. У меня есть коробочка со всякой мелкой чушью. Суть задания заключается в следующем: из коробочки надо вынуть предмет, посмотреть на него 10 секунд, и начать говорить. Без подготовки. Делая на основе вытащенного из коробочки «проблемное» сообщение и повод для дискуссии. Говорить надо минимум полторы минуты, не умолкая. Аудитория должна при этом быть готовой подхватить тему и увести ее в новое русло.

Например, на прошлом занятии мы вытащили глиняную фигурку узбека в тюбетейке.

Студентка начала говорить о страсти людей покупать дурацкие сувениры. С сувениров мы переехали на разнообразие стран и культур, оттуда — на культурное разнообразие, оттуда на глобализацию, с нее — на проблемы мигрантов и толерантность… Пошумели, поспорили, заодно вспомнили, как строить условные предложения. Спасибо глиняному узбеку, 10 минут — и мы готовы к бою.

Так вот, сегодня нам попался мобильный телефон. Один из моих первых аппаратов, давно уже «мертвый» кнопочный «Филипс» с крошечным черно-белым экранчиком.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Заговорили — предсказуемо — о технологиях. О том, как именно они меняют мир. И первый же оппонент увел тему в сторону образования.

— Роль учителя в цифровом мире должна измениться! — сказала я.

— Ничего подобного, — сказали они.

— Как так?! Вы имеете в руках доступ к такому морю информации, в ваших руках бесконечный объем сведений…

— Татьяна Викторовна, — жалостливо сказали мне дети, — вы правда думаете, что сумма фактов — это и есть знание?

Как было сказано в эпическом стихотворении «Ленин и печник» — «тут и сел старик».

А присев, я услышала (на очень неплохом английском), что чтение самых лучших учебников (не говоря уж о «Википедии») не всегда помогает понять процесс, что смысл часто бывает важнее события, а движущие силы — важнее итогов, которые (итоги) часто трудно оценить… И что видеокурсы ничем не плохи сами по себе, хотя с чего это мы решили, что они (салаги) не умеют читать книги, но неплохи они только как дополнение, а никак не замена живых лекторов.

Да, они разные, эти лекторы. И нравятся своим студентам не одинаково. Но лучшие из них способны не просто «владеть залом» на уровне хорошего актера, а чувствовать, понимают ли его. Слышат ли. Согласны ли. Резонируют ли в ответ всеми своими мозгами. И свернуть с намеченного плана, и сделать такое лирическое отступление, которое пятьдесят лет спустя нынешние дети будут пересказывать своим внукам, а те будут завидовать видевшим и слушавшим живого Аверинцева…

— А плохие? — спросила я. — Как быть с плохими лекторами?

— А плохие, — ответили мне дети, — иногда могут разозлить. Вы придете домой и полезете в книжки, чтоб доказать себе, что лектор был неправ.

Кстати, знаете, они бумажные книжки очень любят. Знаете, за что? ЗА ЗАКЛАДКИ.

За то любят, как выглядит растрепанный том с карандашными пометками на полях и кучей закладок.

Вот что я вам скажу: запишите свои видеокурсы. Дайте к ним доступ. И библиотеки не закрывайте. Пусть будут. На них тратится не так много денег. На футбол и ракеты уходит много больше (с много меньшей пользой, уж извините). Пусть расцветут все цветы.

Но не запирайте нас друг от друга. Пустите нас приходить к ним, а их — к нам.

Сделайте это потому, что не все в мире рационально.

Точно вам говорю.