Мария Семендяева, Маша Кушнир

8513просмотров

Пепперштейн, Аввакумов и Кошляков выставились в «Гараже»

Вечером 4 марта состоялось открытие сразу двух выставок в «Гараже», реконструированном после 3-й Московской биеннале

+T -
Поделиться:

 

 

«Футурология» и «Русские утопии» — выставки в «Гараже», впервые состоящие исключительно из работ русских художников. Куратор «Футурологии» француз Эрве Михайлов, делавший выставки для Фонда творчества Louis Vuitton, задумал свой новый проект как последовательный рассказ о русском авангарде — от Малевича до «Взрыва» современного художника Петра Белого. Молодые кураторы Юлия Аксенова и Татьяна Волкова посвятили «Русские утопии» моделям будущего в русском искусстве ХХ века. Первая часть выставки исследует «великие утопии», вторая — утопическое проектирование сегодняшнего дня.

Экспозиции подковой огибают большой черный павильон с надписью «Марк Ротко». Здесь в апреле начнется выставка Марка Ротко, а в день открытия был организован банкет, где роились журналисты и художники. Некоторые, например Айдан Салахова, предпочитали сидеть в буфете, где было потише. Ее новый проект «Предназначение» — первое, что видят посетители, попадающие в залы «Русских утопий». Это история происхождения «черного камня Каабы»: в версии Айдан священную для мусульман реликвию родила женщина.

Вопрос, какая разница между «Утопиями» и «Футурологией», Айдан Салахову удивил. По ее мнению, две выставки сведены вместе не для сравнения, а для того чтобы дополнять друг друга. Такого же мнения придерживается и Михаил Косолапов, более того, ему кажется, что у выставок есть объединяющее начало — это Малевич, с работ которого начинается «Футурология».

Перед черным павильоном установлен зиккурат из сена работы художника Николая Полисского и его народных умельцев из деревни Никола-Ленивец. Именно на его фоне Михаил Косолапов рассказывал про Малевича. Вокруг внушительной, но хрупкой конструкции прогуливался Василий Церетели, который, похоже, пересчитывал расставленные вокруг стога огнетушители.

Иосиф Бакштейн так стремительно передвигался по залам, что поймать его не было никакой возможности. Сделать это удалось недалеко от работы Юрия Аввакумова: «Для первой выставки после реконструкции это неплохо, даже, я бы сказал, хорошо. "Футурология" — западный взгляд на русское искусство, каждой работе предоставлено большое пространство, работы сделаны специально для этой экспозиции, это очень достойно, но довольно неожиданный набор художников».

Работа Юрия Аввакумова «АкваВышка для прыжков в воду» заинтриговала многих. Это старая работа 1992 года, представляющая собой подводную конструкцию, по которой можно передвигаться с помощью специального снаряжения (кстати, Юрий Аввакумов уже и сам написал о ней в своем блоге). Автор так увлекательно рассказывал о своем замысле, что вокруг собралась небольшая толпа, и тут же откуда ни возьмись появился фотограф, засверкала вспышка:

Валерий Кошляков, который сделал для «Русских утопий» новый проект «Башня», к сожалению, не пришел на открытие, однако следы его трудов, пятна краски на полу, свидетельствовали о том,  что работа над картинами завершилась непосредственно в «Гараже». Другой известный «утопист» — Павел Пепперштейн, выдвигавшийся на премию Кандинского с работой «Проект "Россия"», создал для «Футурологии» в соавторстве с группой «Россия» и Владимиром Федоровым новую серию полотен, где вполне реалистические портреты чередуются с абстрактной живописью.

Как сказал Иосиф Бакштейн, две открывшиеся выставки — это два взгляда на русское искусство: «Утопии» «смотрятся как законченное высказывание», в то время как «Футурология» — это скорее «отдельные монографии». Интересно, как будут восприниматься выставки, когда их разделят работы Марка Ротко в огромном черном павильоне.

 

Комментировать Всего 53 комментария
Просто еще одна глава из "Учебника рисования" Максима Кантора!

А я вот вчера ходила на Armory Show, завернула за угол, а там работа Кантора висит (большая).  Уж и не знаю, реальная жизнь отражает художественную или наоборот - все так перемешалось!

+1

Чувствую себя Хрущевым.  Хочется всех больно высечь.

Андрей, позвольте спросить, к чему относится "плюсадин" - к статье или к комментарию Владимира?

К комментарию Генина, Мария.  По-моему, это ясно из общего смысла моего отчаянья.  Но статью, увы, тут винить не в чем.

скинемся на трактор!  а если еще ботинком по столу?

Лучше сконструировать гибрид -  такой мягкий лайковый или замшевый трактор-ботинок на меху со шнурками шелковыми. И кабиной, обитой велюром. И льняными занавесочками на окнах. И Хрущев такой плющевый манерно водит ботинком,  круша вальяжно "гаражи"

Нет, Самвел, меня наоборот влечет к соленым огурцам и крепким выраженьям.  Иными словами, хочется жениться на Фурцевой, смотреть на нее влюбленными глазами и приговаривать: ох и молодец же у меня баба!  Прекрасно понимаю - это фашизм.  Но ничего не могу с собой поделать.  Хочется, и все тут.

да Вы, батенька, еще больший мракобес, чем я! пора создавать фракцию снобов (м) ! 

а трактор не понадобится - у меня роялька есть. (мечтательно) ежели ее хорошенько разогнать...

слоны на водопое

пришли, потоптались, намутили.

хорошо хоть не Моська, Юрий!

конечно, главное -  это верить. я вот и в Союзе композиторов всегда поражался -  такие все симпатичные и человечные, без иронии говорю. думал -  сами не верят: нет, искренне верят. ну и слава Богу! просто верим в разные вещи.

Спасибо, Юрий! но я предпочитаю искать вопросы на ответы, а не наоборот.

вот тут у меня кое-что о блеске и нищете дизайна - Вы можете в ответ тоже потоптаться и намутить.

вот и я о том же - действительно, развернуться негде!

мы с Наврозовым застыли в благоговейном восторге (Андрей второй справа)

Товарищи, вы пикируетесь что-то слишком односложно.  Мы же хотим в шахматы играть, а не в шашки.  Развивайте фигуры!  Оголяйте фланг для атаки противника!  Делайте ошибки!  Не бойтесь, Юрий, газ Вам не отключат, за телефон уплачено, теплая обувь есть, теперь можно и поспорить!!  Володя, а ты что?  Все слоны да слоны...  Где твоя тура?!  Не зевай, дружище!

а ты что же, в публику пересел? рано еще! а в шахматы сложно играть, когда фигуры на разных досках стоят.

вспомнилась мне фраза моего горячо любимого педагога, Романа Семеновича Леденева, когда мы на уроках композиции говорили о всякой современной мертвячине, превозносимой критиками и музыковедами. Я, по своей молодости и наивности, все никак не мог взять в толк, что же это они все живое игнорируют? Тогда учитель очень просто объяснил: мертвое легче препарировать.

ждал слова "товарищи". теперь осталось добавить: "выставки не видел, но скажу".

видимо, пора перейти от слонов к Бегемотам: по тому, что представлено здесь, главная линия этого опуса ясна мне насквозь!

если же представленное нерепрезентативно, то извиняйте, не имею возможности посетить по причине удаленности - как в телесном, так и духовном смыслах. возможно, эти магические артефакты действуют только в непосредственной близости или при соприкосновении. но в плане созерцания мне как-то больше дает фотография, сделанная с натуры моим сыном:

а слово "товарищи" не так уж плохо! кроме того, всегда есть возможность в ответ припомнить, кто кому именно обычно не товарищ.

Но возмем тех же господ шахтеров с суровыми лицами: очень правдиво передано, что у них в который раз не вышел каменный цветок. Но почему бы следующую за ними одинокую, пытающуюся выглядеть веселой и довольной жизнью принцессу из мира чистогана и наживки не поместить смело прямо в центр композиции, к истосковавшимся по женской ласке грубым и маскулинным работникам славной горнодобывающей отрасли? и по близкой цветовой гамме, и по природной, я бы не побоялся даже сказать, животной тяге они бы отлично подошли друг дружке. А какой букет смыслов мог бы тут распуститься!

Зато спичечные коробки очень понравились - так сказать, всем миром голосуем  против курения! Это хорошо. Но вот если бы выдвинуть их на разную высоту, можно было бы для более продвинутых посетителей создать по-настоящему масштабную историческую ассоциацию с берлинским мемориалом холокосту тов. Либескинда. 

В общем, мы тут посовещались и решили: на правильном пути находитесь, товарищи, но вот  чувствуется все-таки какая-то излишняя творческая скромность - истинной замашки, размашки и отмашки порой все же не хватает!  

"...бегемот, хотя и не относится к жвачным животным, имеет желудок, состоящий из трех крупных и одиннадцати мелких отделов и очень длинный, достигающий 60 м, кишечник; в котором обитает огромное количество бактерий и инфузорий, перерабатывающих клетчатку. Все это позволяет животному использовать всю проглоченную зеленую массу. Зевая, бегемот выделяет газы, образующиеся при переваривании сухой соломы, не имеющие, однако, дурного запаха. Я бы не советовал находиться вблизи бегемота, когда он испражняется, так как при этом он энергично машет хвостом, размельчая и разбрасывая испражнения на расстояние в несколько метров".

Спасибо, Юрий - как теперь все-таки легко сразу найти нужную цитату из интернета!

Я-то имел в виду обаятельного Бегемота мессира -  цитатка-то об опусе была из Булгакова, за которой и в интернет лазить не надо.

Дорогой Юрий, разве мы не вышли из того возраста, когда советуют не судить о книге по обложке?  Мы же взрослые люди, и приблизительно представляем что к чему и "откуда ветер дует".

Теперь о "не видел, но скажу", прославленном l'affaire Pasternak.

О Докторе Живаго товарищи судили "назло" - назло Западу.  Ну так что же, ведь и Нобелевскую премию автору присудили "назло" - назло Москве.  Верно, что осудившие не имели никакого о нем представления.  Но и присудившие не имели ни малейшего о нем представления.  Так что совет разумного Запада не судить по обложке несколько дискредитирован.

Но не в этом дело.  Меня удивляет, что подобный совет - такой традиционный, такой хрестоматийный, такой... благонравный! - дается на фоне выставленного "зиккурата из сена" и прочих радикальных концепиций.  Кстати, почему именно из сена, а не из полимерного волокна или, например, волос глухонемых женщин?

Михаилу Косолапову "кажется", что "у выставок есть объединяющее начало - это Малевич", и Максим Кантор, я полагаю, с ним бы с горечью согласился.  Лично я думаю, что Михаил Косолапов хитрит.  Объединяющее начало выставок - это футбольный клуб Челси, и г-н Косолапов это прекрасно знает. 

"просыпаюсь - здрасьте: нет советской власти".

а за окном - футболисты в синих майках.

мне, Андрей, нравится, как вы с ходу книгу отзывов пишете. я бы на месте владельца Челси вам ее для украшения выставки и заказал. специальный жанр.

сено - это наше всё!

Из сена или синтетического волокна - тут ты, Андрей, не прав. Сам удалился в Палермо, а Москву готов загрязнить волокном?

А вот в  инсталляции «Здание и Его Тень» или «Тень, знай свое место!» я бы кое-что изменил: взаимопроникновение  черного и белого,  Инь и Янь – это, безусловно, Альфа и Омега современного дуалистического концептуализма, это сильно и эффектно! Но вот контуры здания слишком общи – замени художник (или как его теперь принято называть? – не хотелось бы обидеть) контуры здания на контуры хорошо узнаваемого иностранцами Кремля –  все встало бы на свои места: великая сила Света белокаменного символа России, данного на фоне страны, все еще остающейся темной и непросветленной...  И –  неожиданно антиномичное отражение: распростершись у наших ног, Кремль выявляет грозную, темную сущность Власти, а вокруг его разливается непобедимый,  незакатный свет Руси. И отовсюду полить звоном колоколов невидимого Града Китежа...

Юрий, поздравляю с открытием, надеюсь посмотреть на выставку в середине марта, когда буду в Москве

Юрий, надеюсь, не обижаетесь. Шутим как слоны в посудной лавке. Обязательно выберусь на выставку!

Ну вот, Самвел, вечно Вы так: хотите что-то исправить, а сами... Если уж Юрий нас со слонами сравнил, то это все же не так обидно, как сравнение выстваки с посудной лавкой! Я бы советовал Вам тогда назвать ее, что ли , "неподсудной". Просто и ясно: шутите как слоны в неподсудной лавке -  и точка!

+1

Согласен, Самвел!  Зачем обижаться?  Но все-таки немного посуду поколотить можно, раз уж пришли, верно?

я - нет. это журналисты, кажется, обиделись. 

ну, обижаться-то зачем? все по-доброму, в рамке приличия. а журналисты вообще ни при чем - они все осветили, как следует.

Очень понравился сегодня анонс выставки по "Эхо Москвы".Интересно, обязательно пойду!

Только что с выставки. В целом о выставке(ах): если честно, ощущение вторичности и неактуальности. И как-то жиденько. Присутствие Малевича оставило залетное, случайное впечатление. И вся выставка(и) произвела(и) нецелостное впечатление хаотичности  - особенно футурология, но утопия понравилась больше (может оттого, что русскому художнику ближе несбыточное, чем сбывающееся).

Юрий, очень понравился Ваш мост. Я его вижу деревянным, пешеходным - через тихую реку с  зелеными, лесистыми берегами, на вершине (на пересечении) которого пешеходы пожимают друг друг руки, чтобы разминуться

красная горка

мост проектировался для конкретного места возле центра международной торговли и виделся мне металлическим. на мосту должны были встречаться брачующиеся. но ваша интерпретация мне тоже нравится.

Юрий, замечательная работа! красиво!  конструкция, видимо, будет очень легкая - брачующихся не так уж много. хотя можно было бы и разводящимся предложить - они бы символично сходили по разные стороны моста, раз уж он не разводной :)

после Мартена

к кураторам и у меня претензии. есть впечатление, что заявленные темы Утопия и Футурология не совпадают с выставленным искусством.  как в хармсовском анекдоте про Героя нашего времени: Название! Название! Название-то он не изменил. скажем, если бы двухчастная выставка называлась Дистопия и Археология, в ней было бы больше смысла. у организаторов утопической выставки есть гандикап - в середине апреля там должна появиться вторая серия общего проекта. однако в Гараже, на мой вкус, есть просто  несколько очень сильных работ. мне, например, очень нравится серия Ольги Чернышевой и видео Виктора Алимпиева.

Да, такой мост облагородил бы это пространство. Но, все же, деревянный был бы теплее...

я представлял, что на его широких ступенях в летнее время выставляются столики, как во французских уличных кафе, сидят люди и пьют, Самвел, вино...

Если пьют вино, Юра, сдаюсь! В любом случае, очень романтический проект! Побольше бы таких проектов Москве!!! 

кстати Дима Врубель раскопал историю про современное искусство и милиционера

Поздравляю с открытием! Мне чрезвычайно нравятся работы всех трех авторов: Юры Аввакумова, Кошлякова и Паши Пивоварова.

увы, Максим, мне приходится ограничиваться фотографиями!

но могу сказать, что безо всяких "но" нравится только самая первая инсталляция –  с Юрой в центре: все-таки он замечательный и очень симпатичный человек!  

Так и я тоже ничего не видел, Володя...

Максим, жаль, что нет блога с обсуждением Вашего Учебника – негде высказаться! хотя пока еще рано - нахожусь в середине первого тома.

Помимо всего прочего -  потрясающая форма, прошитая очень глубокими "уроками мастерства". Так и ждешь в конце романа Магистрала этого венка сонетов! Обязательно устрою себе сам это пришество, когда дойду до конца.

Володя, спасибо. Очень жду нашей встречи. Спасибо.

небывальщина