Фото: SSPL / Getty Images
Фото: SSPL / Getty Images

Полгода назад Владимир Путин огорошил россиян: в 2019-м мы полетим на Марс. Тогда же общество разошлось во мнениях: кто-то решил, что президент совсем оторвался от реальности, другие обрадовались столь быстро наступающему будущему. В итоге оказалось, что поторопились все: президент имел в виду полеты на Луну. Но идеи о громком возрождении космической России, кажется, плотно закрепились в умах обывателей и ученых.

— Именно поэтому в стране поставлена масса задач в рамках покорения космоса, — считает эксперт в космической отрасли Владимир Лещенко. — Это и лунная программа, и новые исследования на МКС. Полученные в результате этих исследований разработки должны использоваться и в сугубо «земных» отраслях: медицине, автомобилестроении, сельском хозяйстве.

Фото: Анна Холина
Фото: Анна Холина

Владимир Лещенко уверен, что в результате через 10 лет у каждого из нас будет возможность купить продукты космической технологии: например, инновационную подушку или самозашнуровывающиеся кеды, сделанные изначально для жизни в невесомости.

— Я верю, что мы колонизируем эту планету и, как в фильме «Интерстеллар», будем выращивать там картошку, — говорит Владимир Лещенко. — Помешать такому развитию событий может только консервативное мышление россиян и пережитки советского прошлого, не позволяющие смотреть на все новое без опаски.

О похожей проблеме, но уже для автомобилестроения, говорит и председатель правления ПАО «КАМАЗ» Ахат Урманов:

— Грузовик уже в самое ближайшее время может быть полностью автоматизированным и управляемым дистанционно. Но компания не может незамедлительно поставлять такие машины на рынок из-за психологического барьера потребителей: высокие технологии серьезно увеличивают стоимость, а платить больше за отечественный продукт пока мало кто готов.

Фото: Анна Холина
Фото: Анна Холина

При этом существующие сегодня разработки достойны внимания: по словам Урманова, следующая модель КАМАЗа, К-5, будет оснащена системой дистанционного контроля, а в будущем и вовсе станет своеобразным девайсом: машина будет управляться с телефона, будет способна анализировать ситуацию на дороге и реагировать на изменения, обладать встроенным автопилотом.

Постоянный сбор пользовательской информации, ее анализ и длительное хранение — эти темы фигурировали практически во всех выступлениях на «Открытых Инновациях». Многих слушателей интересовал один ключевой вопрос: как обеспечить безопасность данных?

По мнению руководителя Центра инвестиций и инновационных проекторов «Лаборатории Касперского» Вартана Минасяна, количество злоумышленников будет только расти, как и масштаб негативных последствий от их действий:

— Мы наблюдаем появление феномена Digital Identity, который предполагает, что у человека появилась еще одна личность — цифровая. Она включает в себя все фотографии, чаты, электронные письма и так далее. В будущем будет достаточно подкорректировать цифровой след человека, чтобы нанести ему ощутимый вред.

Фото: Анна Холина
Фото: Анна Холина

Эксперт уверен, что киберпреступники могут использовать полученную информацию на уровне государств, и дипломатическая работа в будущем может напоминать компьютерную игру в жанре стратегии. Хотя эта угроза заметна уже сегодня, считает Вартан Минасян:

— Даже сегодня уже используются дроны, удаленное управление и кибершпионаж.

В ситуации постоянной угрозы и неопределенности человек ближайшего будущего будет чаще задумываться не только о личной безопасности, но и о том, как правильно передать свои дела: причем не только бизнес, но и личный опыт и даже традиции семьи, считает основатель бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян. В будущем это можно будет сделать практически одномоментно с помощью специальных финансовых и юридических систем.

Фото: Анна Холина
Фото: Анна Холина

И почему-то именно такой бизнес — для сохранения своего наследия — выглядит самым инновационным. Даже на фоне космоса.

Подготовили Арина Крючкова и Маргарита Шило