Фрагмент инсталляции Николы Овчинникова «Они возвращаютя»
Фрагмент инсталляции Николы Овчинникова «Они возвращаютя»

В этот вечер на «Винзаводе» открывалось несколько выставок — посетители были и в «Айдан», и в XL, и в галерее Гельмана. В офисной части «Айдан», на втором этаже, шла напряженная работа. Кто-то из сотрудников, зажав сигарету в зубах,  подсчитывал доллары, кто-то беспрерывно звонил по телефону, а сама Айдан Салахова то и дело спускалась к гостям, чтобы с кем-нибудь поздороваться.

В зале было необычайно просторно и очень светло. Во-первых, зрительно увеличили объем галереи голые белые стены. А во-вторых, сама инсталляция из длинных светильников «под березу» парила под потолком, непривычно высоким потому, что с него впервые сняли скрадывавшую его навесную конструкцию.

Художник Никола Овчинников рассказал, что березкам уже много лет. В 1997 году он сделал работу, которая выглядела как Парфенон со светящейся березовой рощей вместо колоннады, но на какую-то выставку инсталляцию привезли за три дня до открытия, и строить огромный Парфенон совершенно не было времени. Поэтому березки-колонны  оказались свободными элементами, которые можно было развесить как угодно. С тех пор прошло много лет, березки хранились невесть где, и Салаховой с Овчинниковым вдруг пришла в голову мысль выставить их под названием «Они возвращаются».

Как сказала Айдан Салахова, светильники продаются все вместе и по отдельности. Стоят они две с половиной тысячи долларов штука — очень доступно для арт-объекта с такой богатой историей.

А вот Евгений Митта, зашедший на открытие ближе к ночи, порассуждал о том, что значат березки для русского человека и почему светильники Николы Овчинникова устремляются в небеса: