Фото: Internet archive book images / Flickr
Фото: Internet archive book images / Flickr

Мы живем в эпоху мультикультурализма. Кто еще сомневается, те, возможно, просто не слышали об избрании первой мусульманки палестинского происхождения в Конгресс США. Таким образом, людям самое время начать учиться понимать друг друга, преодолевая границы рас, религий и национальностей. И вот выясняется, что поучиться этому можно у плодовых мушек, которые приспособились достигать взаимопонимания даже между родственными видами, потому что никаких религий у них, слава богу, не бывает.

Об этом повествует научная работа, опубликованная этим летом в PLOS Genetics. Плодовые мушки давно уже привыкли к тому, что их используют, чтобы лучше понять разные особенности людей, от механизмов раннего эмбриогенеза до поведения и суточных циклов активности. Однако для подавляющего большинства этих надобностей исследователи берут единственный вид мух — Drosophila melanogaster — да еще и ограничиваются чистыми линиями выведенных в лаборатории мутантов. Понаблюдать за взаимоотношениями разных мух — что так часто происходит в природе — мало кому приходило в голову. А вот биологам из Медицинской школы Гейзеля в Дартмуте (Нью-Гэмпшир) именно это и пришло.

Канва исследования выглядит так: если мушкам показать страшную хищную осу, они передают друг другу сигнал тревоги. По этому сигналу у самок начинается самоуничтожение (апоптоз) яйцеклеток, так что они перестают откладывать яйца, которые и есть главная мишень для осы. Сигнал представляет собой характерные движения крыльев. Юные и наивные мухи, никогда раньше не видевшие хищных ос, обучаются этому трюку у мух более опытных и многое повидавших.

Конечно, это ужасно интересно само по себе: муха по внешнему сигналу, то есть усилием сознания, способна запускать в своем теле физиологическую реакцию, по существу останавливающую овуляцию. Людям, при всей важности языка в их жизни, ничто подобное не под силу. Однако не менее любопытно, как мухи учатся понимать эти сигналы.

Но что если представители одного вида живут среди другого, подобно русским в Лондоне или палестинским арабам в США?

Способностью обучать друг друга обладают пчелы и шмели, что неудивительно для общественных насекомых (равно как и для общественных приматов — людей). Однако мухи отличаются индивидуализмом и не склонны к сотрудничеству. Поэтому их робкие попытки коммуникации особенно интересно понять.

Биологи из Дартмута наблюдали механизмы тревожной коммуникации у 15 видов мух и пришли к выводу, что у близких видов сигналы похожи друг на друга, но не одинаковы. Опытные самки одного вида способны обучать наивных самок другого вида, хотя и не так быстро, как своих сородичей. Похоже, что этот способ коммуникации обладает некоторыми чертами человеческих языков, с их дивергенцией параллельно с расхождением человеческих популяций.

Но что если представители одного вида живут среди другого, подобно русским в Лондоне или палестинским арабам в США? Овладеют ли они языком, этикетом и способом мышления принимающей стороны? Авторы работы назвали этот процесс «обучением диалекту». Чтобы наблюдать его, они заставляли мух двух видов некоторое время жить вместе, и лишь затем предъявляли им хищную осу. Оказалось, что мухи разных видов действительно учатся друг у друга языку, и тем более эффективно, чем дольше они знали друг друга. Когда потом им предъявляли осу, мухи разных видов, некоторое время жившие вместе, понимали сигналы друг друга гораздо лучше, чем при первой встрече. Это при том, что в предшествующей совместной жизни никаких ос они не встречали. Так что, если им и удалось заранее изучить акцент и словечки друг друга, это происходило не в разговорах о хищных осах, а в совершенно невинных посторонних беседах.

Что же нужно для этого обучения мушиным диалектам? Оказалось, что кроме зрения мухам для этого необходимо обоняние. Это интригующее обстоятельство, поскольку для самой тревожной сигнализации как таковой (между представителями одного вида или для менее эффективной передачи сигнала тревоги между близкими видами, не имеющими истории совместного проживания) обоняние не требуется.

Все это сложное мушиное общение еще и каким-то образом связано с сексом. Нам, виду, у которого с сексом связано практически все, не приходится этому по-ханжески удивляться

Еще один факт: если мухи одного вида слепы, то другой вид, зрячий, научиться у них ничему не может, как бы выразительно те ни трещали крыльями при появлении осы. Таким образом, для обучения диалекту нужна какая-то двухсторонняя коммуникация. Наконец, самое занятное наблюдение: для обучению языку мухи-учителя непременно должны включать представителей обоих полов. Значит, все это и без того сложное мушиное общение еще и каким-то образом связано с сексом. Нам, виду, у которого с сексом связано практически все, не приходится этому по-ханжески удивляться.

Тут бы нам, ради развлечения читателей, сделать пару грубых натяжек и рассказать, как можно понимать всю эту науку в переносном смысле. Например, для мультикультурализма у людей тоже необходимы встречные усилия обеих сторон, и секс тут может помочь делу — чего не придумаешь, если уж попала вожжа под хвост все на свете интерпретировать метафорически. С другой стороны, все это каждый может подумать сам, без помощи автора, так как ничего особенно умного в этом нет.

Уважаемый профессор Роберт Манак из Айовы, представляя результаты дартмутских биологов, заключает свою заметку следующей фразой: «Возможно, смиренная мушка может научить нас преимуществам мультикультурализма, а именно тому, что, общаясь друг с другом и работая вместе, мы создадим более продуктивное и безопасное общество». Мы же завершим наш рассказ по-другому: даже если из этой затеи ничего не выйдет, все равно, как удивительна жизнь! Мухи разговаривают на собственном языке, учат диалекты друг друга! А мы, человечество, в лице своих лучших представителей догадались, как можно экспериментально доказать этот факт. Даже если цивилизация обречена, это какое-никакое, а достижение. Хотя, конечно, хотелось бы чего-то большего.