Фото: Rawpixel
Фото: Rawpixel

Делать одновременно несколько дел — вековая мечта человечества. Об этом можно догадаться хотя бы по тому, что такой способностью, согласно легенде, обладал Юлий Цезарь, а вряд ли кто-то стал бы приписывать великому императору свойство, почитаемое его подданными никчемным.

Это качество мышления, называемое многозадачностью, пришлось бы очень кстати и сегодня. Как бы хорошо, например, оставаясь журналистом, открыть рюмочную. Или, скажем, сочетать управление госзакупками с руководством частной компанией, участвующей в тендерах. На худой конец, заманчиво научиться во время совещаний рисовать каляки-маляки, сохраняя при этом умное заинтересованное выражение лица, но чтобы и каляки выходили красивые. Таким образом, не случайно в последнее время проблема многозадачности привлекает внимание многих психологов.

Один из главных вопросов таков: а это вообще возможно? Разумеется, почти каждый из нас способен одновременно петь песню, аккомпанировать себе на гитаре и пьяно подмигивать дамам, но это ни в коем случае не пример настоящей многозадачности. Задача тут всего одна, — назовем ее «жовиальностью», — просто достигается она координированной активностью разных систем вашего организма. Что касается настоящей многозадачности, здесь психологи непреклонны: максимум, на что вы можете надеяться — это переключаться с одной задачи на другую настолько часто, чтобы никто ничего не заметил. При этом чем чаще вы переключаетесь, тем хуже будет суммарный результат: падение совокупной эффективности может составить удручающие 40%.

Психологи из Тель-Авивского университета попытались найти условия, при которых многозадачность все же возможна. В их опытах испытуемым предлагалось выполнить правой рукой несложную двигательную задачу (набрать на клавиатуре последовательность букв). При этом эффективность выполнения другой задачи — набора букв левой рукой — сильно снижалась, поскольку и то, и другое требовало участие одних и тех же частей мозга. Это называется «интерференцией» — две задачи конкурируют за одни и те же ресурсы мозга.

Однако израильские психологи нашли способ обмануть интерференцию. Сперва испытуемых тренировали выполнять задание одной рукой. Затем на следующий день они быстренько повторяли усвоенное и тут же добавляли другую руку. В таких условиях, как выяснилось, интерференция практически отсутствовала, и оба задания — партия левой и правой руки, соответственно, — становились как бы частью одной большой задачи. Руководитель исследования доктор Ницан Цензор сформулировал свои выводы с использованием умных слов: якобы кратковременная реактивация памяти подавляет интерференцию. Въедливая публика, однако, не могла не заметить, что открытие психологов давно уже известно всем учителям музыки, которые заставляют бедных ребятишек сначала выучить партию правой руки, а потом через некоторое время добавить левую.

Итак, общее впечатление от этих прекрасных научных работ такое: лучше не хвататься за два дела одновременно, ничего хорошего из этого не выйдет. Но ради такого пессимистичного вывода мы не стали бы и браться за нашу заметку. Истина, к которой мы постепенно идем, напротив, очень позитивна: оказывается, многозадачность на самом деле может быть не только вредна или в лучшем случае безвредна. Она может быть реально полезной, то есть увеличивать эффективность работы вашего мозга. Это и продемонстрировали американские психологи Гал Зауберман, Шалина Срна и Ром Шрифт в своей недавней работе.

На самом деле, конечно, цель-то всего одна: дождаться, когда эта дрянь издохнет, чтобы с торжеством открыть припасенную в марте 2014-го бутылку моэта

В их подходе, впрочем, была одна хитрость. Психологи вовсе не заставляли своих испытуемых делать одновременно несколько дел — к чему, если и так уже давно известно, что это невозможно. Однако они попытались создать у своих подопечных иллюзию, будто те делают одновременно два дела, и это сработало.

Вот один из опытов: 162 испытуемых посмотрели фильм канала Animal Planet. Половине сказали, что они должны сделать как можно больше записей, чтобы усвоить содержание фильма, потому что в конце их ждет небольшой экзамен. Другой половине сообщили, что у них два задания: запомнить хорошенько содержание фильма для будущего экзамена и успеть записать как можно больше из того, что они услышат. И те и другие, как легко догадаться, делали ровно одно и то же. Однако вторая группа, будучи уверена, что делает два разных дела одновременно, усвоила содержание фильма гораздо лучше и сделала куда более подробные заметки. Другой пример еще глупее: подопытные студенты выполняли задание со словами, появляющимися на экране парами. И опять их успех зависел от того, считалось ли это одним заданием (оба слова были написаны одинаковым шрифтом на одном и том же фоне) или двумя разными (каковой факт был подчеркнут разным цветом и стилем надписей).

По мнению исследователей, весь фокус был в том, что испытуемые, убежденные в своей «многозадачности», гораздо сильнее концентрировались на обоих заданиях. Эту гипотезу подтвердили на опыте: измерили скорость движения глазных яблок и расширение зрачков, сигнализирующее о сосредоточенности.

Итак, делать два дела одновременно может быть полезно, если на самом деле это одно дело, но вам при этом кажется, что их два или больше.

К чему бы нам, простым смертным не-психологам, приспособить эти результаты? Мы могли бы, к примеру, применить их для хитрых манипуляций собственными детьми, чтобы заставить их сильнее концентрироваться на изучении разных ненужных им в жизни вещей. Если же вы, к примеру, менеджер, такой прием можно использовать для того, чтобы выжать больше эффективности из нижестоящего быдла. Все это дело вашей совести, и нам не хотелось бы омрачать собственную совесть обсуждением подобных материй.

Есть, однако, один вывод, который можно было бы обдумать вместе. Тут у нас в обществе периодически вспыхивает дискуссия об одном из аспектов многозадачности. Можно ли одновременно делать нечто полезное — к примеру, спасать больных детей или писать про кино — и всем существом ненавидеть ту зловонную мерзость, которую лет десять назад мы еще могли, скрепя сердце, назвать своей страной?

Видимо, можно по совету израильских психологов как-то соединить и то и другое в одну задачу, вроде как партии правой и левой руки при игре на фортепьяно. Но вот оказывается, что эффективнее поступать наоборот. Убедить себя, что одно с другим никак не связано, тем самым повысив свою концентрацию на каждой из этих целей. На самом деле, конечно, цель-то всего одна: дождаться, когда эта дрянь издохнет, чтобы с торжеством открыть припасенную в марте 2014-го бутылку моэта. Но если вам кажется, что вы переключаетесь с одного на другое, ожидание дается легче, и вы будете более эффективны в каждой из своих «задач». Времени-то мало, а дел полно: надо хорошенько постараться, пока шампанское не прокисло.