Посол Армении в России Вардан Тоганян:

В канун 30-летия страшного Спитакского землетрясения мы вместе с гуманитарным фондом «Аврора» решили провести это мероприятие в Москве. Мы хотели провести его именно в Москве, в столице той страны, где произошла эта трагедия. Мы хотим выразить свою благодарность народам России, народам постсоветского пространства за то отношение, за ту доброту.

Председатель Совета министров СССР, Национальный герой Армении Николай Рыжков:

Пройдут годы, пройдут столетия, но никогда из памяти людской Спитакское землетрясение не будет вычеркнуто. Я считаю, что слово «милосердие» наиболее точно характеризует то время. Для меня это второе подобное потрясение. Первое — Чернобыльская трагедия. В то время весь мир ничем нам не помог. Но более ста государств выразили Армении сочувствие после катастрофы, из них 64 страны помогли материально: гуманитарная помощь, медицинское оборудование, лекарства, одежда… Весь мир откликнулся! Все до единой союзные республики бросили свои силы, чтобы помочь армянскому народу. Я поехал в Армению после землетрясения на два-три дня, а остался на всю жизнь.

Евгений Жиляев, фотограф, работал спасателем на завалах в Спитаке, будучи студентом МФТИ:

Мы узнали, что было землетрясение, и сразу вдвоем с моим другом, с которым потом командовали отрядом, поехали записываться добровольцами. В представительстве Армянской республики нам сразу сказали, мол, ребята, вы молодые, нервы у вас крепкие, поедете в Спитак. Предложили собрать отряд — отряд был собран. Мы работали до 31 декабря, официального закрытия спасательных работ. Работали так, как никогда, наверное, не работали. Среди нас были украинцы, армяне, грузины, русские, потом подтянулись западные спасатели — немцы, англичане. Все работали вместе, в едином порыве. Наша задача была спасать, и мы спасали. Находили, конечно, очень много погибших. До сих пор тяжело вспоминать.

Уезжали мы с тяжелым чувством: казалось, что не успели, кого-то не спасли, кого-то не услышали. И это чувство… 30 лет прошло, а оно так до сих пор в каждом из нас, в каждом из спасателей сидит.

Но вряд ли мы смогли бы сделать больше. От лица всех спасателей, кто там был: мы сделали все, что могли.

Есть у спасателей такое понятие: пять минут тишины. Это время, когда затихает техника, смолкают любые разговоры, и в этой тишине мы пытаемся услышать тех, кто просит о помощи под завалами. Шепотом или громко, как угодно, но наша задача — услышать.

Марина Сочинская, автор сценария к фильму «Спитак» о землетрясении 1988 года:

У каждого человека, как бы это пафосно ни звучало, есть свое предназначение. Наверное, мое — написать этот сценарий. Это был мой первый сценарий, дипломный, написанный 11 лет назад.

Тогда был кризис, и было невозможно снять по нему фильм. Десять лет этот сценарий шел наверх, получал хорошие отзывы. Его взяли Саша Котт (режиссер фильма «Спитак») и Елена Гликман (продюсер фильма «Спитак»). Даже Владимир Мединский его вдруг прочитал. Сейчас фильм показали во всем мире. Я только что приехала из Канады, где люди в зале аплодировали стоя и рассказывали, что они там были, что участвовали в спасательных операциях и для них этот фильм очень важен.

Кино снимается не только для современников, но и для будущих поколений. Чтобы через сто, сто пятьдесят лет люди помнили не только о погибших, но и о том героизме, который проявили и армянский народ, и русский народ, и французский, и немецкий, и весь мир.

Рубен Варданян, российский социальный предприниматель, соучредитель Гуманитарной инициативы «Аврора»:

Этот день — день благодарности тем людям, которые помогли Армении в трудные дни в 1988-м году, после землетрясения в Спитаке и в Ленинакане (сейчас Гюмри. — Прим. ред.). Также день памяти людей, которые спасали армян во время геноцида 1915 года. Эта акция благодарности людям и странам, которые протянули руку помощи в тяжелое для Армении время. И это было не один раз.

Очень важно, помнить о тех людях, которые готовы жертвовать своей жизнью, оказывая помощь другим. Миру нужны герои.

В 2015 году, в год столетия геноцида армян, мы поняли, что нужно говорить не только об убитых, но и о тех, кто спасал. И спасает сегодня. Так появилась гуманитарная инициатива «Аврора».

Как сказал замечательный писатель, нобелевский лауреат и член отборочной комиссии премии «Аврора» Эли Визель: «Противоположность любви — не ненависть, а безразличие. И противоположность жизни — не смерть, а безразличие и к жизни, и к смерти. От безразличия умирают раньше, чем действительно умирают».

Если мы хотим изменить наше общество и дать надежду на лучшее будущим поколениям, мы должны показать миру реальную ценность сопереживания и благородства, мотивирующих современных героев. Это миссия Гуманитарной инициативы «Аврора».

Маринэ Алэс (Амбарцумян) — поэтесса, театровед, композитор, член художественного совета премии «Аврора»:

Милосердие появилось тогда, когда, наверное, появился первый живой человек. Милосердие — это постоянные поиски в человеке человеческого. Поэтому история гуманизма долгая, неровная, неоднозначная. XXI век — время скоростей и технологий, в которое человек уходит на второй план. К сожалению, мы знаем больше о тех, кто разрушает мир, а не о тех, кто пытается его сохранить. Задача Гуманитарной инициативы «Аврора» — изменить эту ситуацию и поведать миру о современных героях, которые нужны нам как воздух.

Подготовила Арина Кочемарова