Фото: Владимир Черняховский
Фото: Владимир Черняховский

Дорожный мастер кемеровской путевой машинной станции №239 Любовь Образцова работает на железной дороге уже 37 лет. Все это время ее коллегами были исключительно мужчины, разного возраста и социального положения. И со всеми ними она легко находила общий язык.

Я родилась и выросла в Томской области, у нас обычной железной дороги и близко не было, только узкоколейка, мы мимо нее за ягодами в лес ходили. В детстве мечтала быть воспитателем (очень любила детей) или строителем (папа работал в Леспромхозе прорабом, вокруг него всегда было много людей, общения — это меня привлекало). После школы я пыталась поступить в строительный, но не вышло. Тогда поступила в техникум на специальность «путевое хозяйство» — надо же было где-то учиться. В то время я даже не думала, что полюблю свою профессию. Кстати, в техникуме познакомилась с будущим мужем (он в путевой части работал бригадиром какое-то время, потом в шахты ушел). В 1981 году я по направлению устроилась на кемеровскую путевую машинную станцию бригадиром, заочно получила высшее образование и за 8 лет доросла до мастера. Очень благодарна моим наставникам Михаилу Журавлеву, Петру Балашову, Виктору Кривошлыкову. Их на самом деле больше, и если я начну перечислять, не хватит места.

Я все время работала в мужском коллективе. Мне с мужчинами легче работать, чем с женщинами: они более понятливые и не такие склочные. В 80-х на станции работали бывшие заключенные. Меня этот факт совсем не пугал. Они очень дружелюбные были и обучали меня работе, подсказывали, что делать, я ведь на станцию совсем девчонкой пришла, в 20 лет. До сих пор их по именам помню. Потом на станцию стали брать молдаван — хороший народ, неконфликтный и работящий. А с нулевых уже молодежь пошла, с высшим образованием.

Раньше люди были проще. В 90-х работали много, по 12–13 часов, и никто домой не рвался, пока не закончим. А сейчас звонок прозвенел — и молодежь сразу: «Все, рабочий день окончен. Пора домой». Но теперь и работать стало легче, меньше физических нагрузок, а в 90-е шпалы таскали руками. Сейчас кран рельсы убрал, кран рельсы собрал. Кстати, раньше я работала на кране, маленько, всего два года. Очень нравилось.

Дети у меня тоже на железной дороге работают. Я как-то вернулась из отпуска, а сын заявляет: «Я буду работать на путевой станции». И вот с 2005 года он машинист укладочного крана. А дочь у меня получила экономическое образование и устроилась техником, с договорами работает. Когда у меня внучка родилась, я в декрет ушла, потом в 2017 году вышла на пенсию, на заслуженный отдых, а в апреле этого года вернулась: позвали обратно. Очень мне не хватает моего напарника — Володи Галанюка, он тоже мастер, мы с ним 18 лет отработали вместе. Как родственные души были: я только подумаю, он уже говорит, понимали друг друга с полуслова. Он настоящий трудоголик, всем помогал. А теперь вот умер. Тяжело без него. Но что поделать, жизнь...

На станции мы монтируем и демонтируем рельсо-шпальную решетку, меняем негодные шпалы. Я люблю свою работу, особенно, когда все получается, когда выполнила все намеченные на день задачи. Иду домой с чувством исполненного долга.

Подготовила Анна Алексеева