Скандал в недавно начавших налаживаться отношениях между США и Ливией разразился после того, как ливийский лидер Муаммар Каддафи призвал начать священную войну, или «джихад», против Швейцарии. Многие расценили это как призыв к вооруженной борьбе, однако позднее ливийская сторона разъяснила, что Каддафи имел в виду экономический бойкот.

На следующий день после объявления «экономического джихада» эту новость попросили прокомментировать официального представителя госдепа США Филипа Кроули (Philip Crowley). Тот иронически заявил, что недавнее выступление Каддафи напомнило ему обличительную речь ливийского лидера на последней Генассамблее ООН: «Много слов, много летающих в воздухе бумаг и не слишком много смысла».

Слова Кроули вызвали бурю эмоций в Триполи. Посол Ливии в Вашингтоне заявил, что его страна хочет иметь хорошие отношения с США, однако никому не позволит оскорблять своего лидера. Глава ливийской государственной нефтяной компании предупредил американские энергетические корпорации Exxon Mobil, ConocoPhillips, Occidental, Hess и Marathon, что возникший конфликт может плохо сказаться на их бизнесе в Ливии.

В результате сегодня Кроули принес официальные извинения. «Я понимаю, что мои слова могли быть восприняты как нападки. Эти комментарии не отражают политики США, и их целью не было обидеть кого-либо. Я приношу свои извинения». Как отмечает Reuters, можно предполагать, что извиниться за свои слова госдеп заставили именно угрозы Триполи в отношении американских нефтяных компаний.

Напомним, что поводом для объявления «джихада» Швейцарии стал недавно принятый в этой стране запрет на строительство новых минаретов. Однако реальной причиной столь резких заявлений со стороны Каддафи принято считать конфликт между странами, начавшийся с ареста в Швейцарии сына ливийского лидера Ганнибала в июле 2008 года. Сын Каддафи был вскоре отпущен, и все обвинения в плохом обращении с прислугой были с него сняты. Тем не менее Ливия прекратила поставки нефти в Швейцарию, забрала миллиарды долларов со счетов в швейцарских банках, а затем задержала двух швейцарских граждан, работавших в Ливии. Один из них был отпущен, однако другому пришлось отправиться в тюрьму на четыре месяца.