Стекло (Glass)

Нового фильма М. Найта Шьямалана ждут с тех пор, как в финале «Сплита» появился Брюс Уиллис, вернувшийся к роли Дэвида Данна из «Неуязвимого»: режиссер явно замахнулся на создание собственной вселенной. При этом еще лет пять назад казалось, что никакого Шьямалана больше нет: все эти «Знаки», «Девушки из воды» и «После нашей эры» обернулись катастрофами разной степени тяжести, и их режиссер был похож на персонажа «Шестого чувства», по недосмотру задержавшегося в мире живых. Однако М. Найт Шьямалан выбрался из-под обломков своей карьеры, сняв сначала симпатичный «Визит», а потом и триумфальный «Сплит». В «Стекле» главный герой «Сплита» Кевин Крамб, внутри которого живут не только двадцать три человеческих личности, но и супермонстр Зверь, встретится в психиатрической лечебнице с дуэтом из «Неуязвимого»: крепким орешком Дэвидом Данном и Элайджей Прайсом по прозвищу Мистер Стекло — сыгранным Сэмюэлем Джексоном безумным гением, чей выдающийся мозг заперт в хрупком теле. Шьямалан давно утверждал, что снимает не триллеры, а комиксы, и теперь понятно, что его вселенная действительно может составить конкуренцию мирам Marvel и DC.

Ван Гоги

Камбэк Шьямалана меркнет на фоне возвращения Сергея Ливнева: за двадцать пять лет, которые прошли с выхода его «Серпа и молота», мы уже немного забыли, что сценарист картины «АССА» способен на нечто большее, чем продюсирование фильмов вроде «Гитлер капут!» или «Ржевский против Наполеона». В «Ван Гогах» у него снова снимается Алексей Серебряков, игравший в «Серпе и молоте» первого советского транссексуала. На этот раз он стал художником Марком, который вернулся в приморский город, где живет его отец Виктор, великий дирижер и эгоцентрик. Характеры у обоих тяжелые, тем более что Марк страдает от адских мигреней и грезит об эвтаназии, а у Виктора обнаружилась прогрессирующая деменция, однако за оставшееся у них время обоим предстоит разобраться в своих непростых взаимоотношениях, сначала припомнив, а потом простив старые обиды. Отца в «Ван Гогах» играет Даниэль Ольбрыхский, да и в остальных ролях — целая россыпь звезд: Елена Коренева, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Полина Агуреева.

Майор Гром: Чумной доктор

Короткометражный «Майор Гром», где простой российский супергерой сражался с бандитами в масках хоккеистов из мультипликационной команды «Метеор», появился в сети в феврале 2017-го и сейчас собрал на Youtube уже больше пяти миллионов просмотров. Фильм был основан на комиксах издательского дома Bubble — российского Marvel, выпускающего рисованные истории про персонажей с именами вроде Красной Фурии или Бесобоя. По примеру заокеанских коллег, в Bubble решили заняться кинопроизводством и после успеха «Майора Грома» начали работу над своим первым полнометражным фильмом. В «Чумном докторе» следователю Игорю Грому будет противостоять злодей в носатой маске, выдающий себя за борца с жуликами и ворами и соблазняющий доверчивую молодежь, которой только дай возможность запустить куда-нибудь бумажный самолетик. Что из этого проекта получится, пока неясно: короткометражка была удивительно хороша визуально, но по поводу умения писать диалоги и строить сюжет вопросы еще остались. Еще интересно, насколько фильм будет политизированным: в оригинальном комиксе было много белых лент и намеков на Павла Дурова 

Грех (Il Peccato)

Кадр из фильма «Грех» А. Кончаловского
Кадр из фильма «Грех» А. Кончаловского

Андрей Кончаловский, которому пошел уже девятый десяток, находится, кажется, на пике формы. После «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» и «Рая» он взялся за фильм о Микеланджело, который снимал в Италии с итальянскими актерами и, естественно, на итальянском языке. Когда-то Кончаловский писал вместе с Тарковским сценарий «Андрея Рублева», и фильм «Грех» — то ли своеобразное продолжение этой картины, вышедшей полвека назад, то ли ответная реплика в неспешном диалоге с соавтором и коллегой. Поскольку жизнь итальянского художника — лишь повод, чтобы поговорить о жизни, искусстве и боге, режиссер не стал с документальной точностью пересказывать его биографию, решив показать зрителю скорее видения Микеланджело. Но даже в видениях Италия эпохи Возрождения воспроизведена необыкновенно тщательно: мало изменившиеся с тех пор Каррарские каменоломни, заново построенная на студии Сикстинская капелла, площади и палаццо Флоренции.

Однажды в Голливуде (Once Upon a Time in Hollywood)

Со времени выхода «Омерзительной восьмерки» прошло уже почти три года, так что нового фильма Квентина Тарантино все действительно заждались. «Однажды в Голливуде» снова будет экскурсом в историю, но на этот раз относительно недавнюю: речь пойдет о лете 1969 года, когда подходила к концу эпоха «детей цветов», а смешной чудак Чарли Мэнсон учил свою «Семью» резать лишних людей, приближая апокалипсис. Главными героями фильма станут, впрочем, не хиппи и не сектанты, а вышедший в тираж актер, когда-то считавшийся звездой вестернов, и каскадер, работавший его дублером, — их сыграют Леонардо Ди Каприо с Брэдом Питтом, и Тарантино утверждает, что такого дуэта не было со времен Пола Ньюмена и Роберта Редфорда. В остальных ролях тоже, конечно, неслучайные люди — например, Марго Робби, Аль Пачино, Курт Рассел и Дакота Фэннинг. Сначала Квентин хотел выпустить фильм 9 августа 2019 года, в пятидесятую годовщину убийства Шэрон Тейт членами «Семьи» Мэнсона, но потом устыдился и решил перенести премьеру на конец июля.

Джокер (Joker)

В многочисленных экранизациях DC Comics, где постоянно меняются исполнители главных ролей, а действие уже происходит в разных вселенных, давно черт ногу сломит, однако новый фильм про Джокера пропускать никак нельзя : вечного соперника Бэтмена на этот раз играет Хоакин Феникс, похудевший и сбривший наконец бороду. Брюс Уэйн, правда, в этом фильме еще ходит пешком под стол: «Джокер» рассказывает о том, как психопат с раскрашенным лицом начинал свою карьеру суперзлодея. До поры до времени Артур Флек был стенд-ап-комиком, но, поскольку злые недалекие люди не смеялись его шуткам, он решил достучаться до их очерствевших сердец другими способами. Хотя режиссер Тодд Филипс и известен главным образом своими «Мальчишниками», «Джокер», по его словам, будет больше похож на ранние фильмы Мартина Скорсезе: режиссер «Таксиста» одно время даже числился продюсером этой картины. Правда, Скорсезе этот проект в итоге покинул, однако в нем остался Роберт Де Ниро, впервые в своей карьере снявшийся в экранизации комикса.

Алита: Боевой ангел (Alita: Battle Angel)

2019 год вообще обещает быть годом возвращения режиссеров в профессию: Роберт Родригес, например, после второго «Города грехов» несколько лет ничего не снимал для большого экрана (если не считать загадочного проекта «100 лет», премьера которого назначена на 2115 год). Экранизировать мангу «Алита», в оригинале поэтично называвшуюся «Gunnm», вообще-то собирался Джеймс Кэмерон. Он даже написал сценарий, но, с головой уйдя в работу над многочисленными сиквелами «Аватара», отдал его с барского плеча Родригесу, став продюсером этого проекта. При этом по большеглазой героине «Алиты» заметно, что без технологий, отточенных на «Аватаре», при ее создании не обошлось. Сюжет фильма напоминает фантастическую версию «Буратино» (или скорее детской книжки «Приключения Гвоздика») с поправкой на женскую эмансипацию: ученый, у которого умирает дочь, делает себе девочку-андроида. Однако ее голова, которую он нашел на свалке, раньше, как выясняется, принадлежала боевому роботу, и, хотя Алита ничего не помнит о своем прошлом, обидчиков она молотит на голых рефлексах. Ну, а дальше как положено: первая любовь, мировая революция, продолжение следует.

Союз спасения

Решив не дожидаться двухсотлетней годовщины декабрьского восстания, Андрей Кравчук, режиссер «Адмирала» и «Викинга», снимает свой «Союз спасения» уже сейчас, собираясь закончить его к концу 2019-го. История декабристов экранизируется с размахом, о котором Владимир Мотыль, создатель «Звезды пленительного счастья», мог только мечтать: одни только события на Сенатской площади выглядят как «Битва пяти воинств». А в списке актеров не хватает, кажется, только Козловского с Биковичем: декабристов играют Максим Матвеев, Леонид Бичевин, Антон Шагин, Павел Прилучный и Иван Янковский. Особенно, конечно, интересно, как авторы (сценарий писал Никита Высоцкий) трактуют все эти неловкие вопросы: отчего, например, прекрасные благородные люди бунтовали против помазанника божия?

Дамбо

Студия Disney решила переснять, кажется, всю свою классику: новых «Золушку», «Книгу джунглей» и «Красавицу и чудовище» мы уже посмотрели, а в 2019 году на экраны должны выйти «Аладдин» Гая Ричи и «Король Лев» Джона Фавро. В отличие от них, «Дамбо» — это не ремейк мультфильма 1941 года, а скорее картина по мотивам старой истории о слоненке, который умел летать. Режиссером фильма стал Тим Бертон, поэтому не стоит удивляться, что эта детская сказка получится мрачноватой, а сам Дамбо, разлученный с матерью, — печальным и одиноким. И, если в мультфильме главными героями были животные — от слона до мыши, — то теперь в сюжете нашлось место и для людей: в «Дамбо» сыграли Ева Грин, Колин Фаррелл, Майкл Китон и Дэнни Де Вито. Действие картины происходит в цирке, и, в общем, можно себе представить, какой макабр творится под его куполом по версии Бертона.

Бог милостив (Grâce à Dieu)

Француз Александр, отец пятерых детей, к которому много лет назад в темноте фотолаборатории приставал священник Прейна, однажды снова видит его в церкви и понимает, что тот не только сохранил сан, но и продолжает тесно общаться с маленькими мальчиками. Решившись предать свою историю гласности, Александр находит других жертв педофила и создает ассоциацию «Освобожденное слово», чтобы добиться наказания для Прейна и ему подобных. Франсуа Озон, даже обращаясь к историческим сюжетам, всегда снимал довольно злободневные фильмы, но на этот раз кино у него получилось просто публицистическим. Все герои названы здесь своими именами: и отец семейства Александр, и Бернар Прейна, педофил в сутане, и кардинал Барбарен, знавший об этих преступлениях, но не предпринимавший никаких мер, поскольку виновный покаялся и обещал встать на путь исправления.