Фото предоставлено пресс-службой  Яндекс
Фото предоставлено пресс-службой Яндекс

В мире почти нет примеров, когда «нетелефонные» компании добивались бы успехов на рынке гаджетов, поэтому «Яндексу» задолго до выхода «Яндекс.Телефона» на рынок обещали полный провал. Исключением из правил стал Google, выпустивший на рынок линейку телефонов Pixel. Несмотря на финансовые возможности Google, ежегодно инвестирующего в технологические разработки десятки миллионов долларов, модель вышла спорной. У этого телефона большое число технологических нововведений, таких как собственный сигнальный процессор и искусственный интеллект для работы с камерой, или ассистент Duplex, который может сам голосом заказать столик в ресторане, поддерживая при этом осмысленный диалог с персоналом, однако Pixel не во всем дотягивает до топовых моделей Apple, хотя стоит примерно столько же: последний Pixel можно купить в России по цене от 70 тысяч рублей.

«Яндекс» утверждает, что, как и конкуренты из американской компании, они контролировали весь процесс создания собственного смартфона. Руководитель проекта по созданию «Яндекс.Телефона» Федор Ежов рассказал, что ему и его подчиненным приходилось решать самые неожиданные проблемы: «К примеру, в первой версии дизайна мы столкнулись с таким явлением: на границе алюминиевой рамки и стекла было небольшое углубление, которое доставляло массу неудобств пользователям, у которых есть бороды. Волоски попадали в это углубление и выдергивались, что, конечно, доставляло им дискомфорт. Мы придумали, как убрать этот эффект, и даже после этого провели “тест бороды”, чтобы убедиться, что проблема решена».

«Яндекс.Телефон» был создан инженерами «Яндекса» на платформе Qualcomm — на ней же работает большинство топовых китайских смартфонов. Дизайн устройства и ряд уникальных технологий разработаны «Яндексом», а производством телефона занималась тайваньская компания Arima — она известна прежде всего тем, что массово производит телефоны по заказу компаний, желающих продавать их под своим брендом, например, для ретейлеров и сотовых компаний.

Одной их ключевых аппаратных особенностей устройства является специальный звуковой чип, который позволяет активировать голосового помощника «Алису» голосом, даже если телефон находится на блокировке, рассказал руководитель проекта Федор Ежов. Эта технология есть в большинстве представленных на рынке умных колонок, но не используется в средних моделях смартфонов — помощников Google Assistant и Siri для распознавания голосовых команд в них нужно изначально активировать из интерфейса или кнопкой. Также данный чип отвечает за обработку аудиофайлов, что позволяет добиться повышения качества звука.

После начала продаж «Яндекс.Телефона» в сети появились жалобы на то, что у модели есть ряд очень серьезных проблем, в том числе медленная скорость работы базовых приложений. На практике оказалось, что проблемы есть, но они по крайней мере не вызывают желания сразу отказаться от использования аппарата.

Задержки могут возникнуть, когда открыто и работает много приложений одновременно. Проблема решается перезагрузкой или закрытием «лишних» приложений. «Тяжелые» игры, например симуляторы автогонок, телефон тянет неплохо для устройства данной ценовой категории. Телефон имеет приятный дизайн и хорошо ложится в руку, но существует проблема с тем, что он довольно скользкий, поэтому его легко уронить, либо же он начинает самостоятельно путешествовать по плоским поверхностям в режиме вибрации, так что можно рекомендовать пользователям сразу приобрести чехол. К качеству экрана нареканий не возникает, хотя оно мало чем отличается от китайских конкурентов среднего ценового сегмента вроде Xiaomi, Oppo и других.

Интересной кажется функция распознавания музыки, нужно просто попросить Алису послушать песню. К сожалению, ищет она только на «Яндекс.Музыке»

По замыслу «Яндекса», телефон должен дополнять систему продуктов компании, у которой есть поиск, платные музыка и кино, сервисы, включающие доставку еды и такси, и т. д., а теперь появился и свой телефон, который объединяет все это в единое решение.

В телефоне используется графическая оболочка «Яндекс.Лончер», в которой можно, к примеру, разложить иконки приложений по цветам. Приложения можно также разбить по категориям (игры, работа, социальные и пр.) или получить рекомендованный список новых приложений, которые могли бы быть вам интересны, исходя из ваших текущих предпочтений. Левый свайп по экрану телефона открывает бесконечную ленту «Яндекс.Дзен», также настроенную под интересы пользователя.

В левом нижнем окне находится иконка «Алисы», а также небольшие карточки-подсказки с текущей погодой или с дорожной ситуацией.

Голосовой помощник «Алиса» запускается командой «Слушай, Алиса» (даже в случае, если телефон был залочен, при условии что на телефоне был настроен SmartLock). Алиса поможет вам с вызовом такси, прогнозом погоды и поиском информации в интернете. Однако, открыв определенное приложение, закрыть его по команде помощник уже не сможет. Пока нельзя попросить Алису прибавить/убавить звук или показать фотографии, сделанные вчера и хранящиеся в фотоальбоме телефона.

Интересной кажется функция распознавания музыки, нужно просто попросить Алису послушать песню. К сожалению, ищет она только на «Яндекс.Музыке». Качество звука на телефоне действительно отменное, как и заявлено компанией, особенно в проводных наушниках. А вот качество камеры откровенно подкачало. Немного спасает использование HDR или вспышки на фронтальной камере, но все же качество снимков в условиях плохой освещенности далеко от идеала.

Одной из наиболее удобных уникальных функций телефона является встроенный определитель номера. Он подключен к базе «Яндекс.Справочника», где собраны контакты множества организаций. То есть вы сможете узнать, кто вам звонит, даже если номер не записан в вашей адресной книге. Если же номера, с которого вам поступил звонок, нет в справочнике, «Яндекс.Телефон» попробует распознать цель звонка. Особый алгоритм изучит информацию о номере и определит, может ли звонок быть спамом.

В целом, если рассматривать «Яндекс.Телефон» просто как еще один смартфон, появившийся на рынке, довольно сложно придумать причину, почему его следует купить, если вы не преданный поклонник «Яндекса». При цене в 18 тысяч рублей у смартфона слишком много конкурентов, в том числе с более качественной камерой, запоминающимся дизайном и т. д.  Если же рассматривать запуск «Яндекс.Телефона» как смелый и дорогой эксперимент, который в будущем может привести к появлению действительно конкурентной мобильной экосистемы, такой же, как сервисы Google и Apple, только локализованной и понимающей русский язык и местную специфику, идея начинает казаться более осмысленной.