«Зулейха открывает глаза»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Театр им. А. С. Пушкина, Основная сцена, 4 февраля

Башкирский театр драмы имени М. Гафури везет на «Маску» уже ставший легендарным спектакль «Зулейха открывает глаза» (режиссер Айрат Абушахманов) по одноименному дебютному роману Гузель Яхиной. Вышедшая в 2015 году, эта книга никому на тот момент не известного автора очень быстро стала бестселлером, получила престижные литературные премии «Большая книга» и «Ясная поляна», права на перевод проданы более чем в 20 стран, а сейчас идут съемки многосерийного фильма с Чулпан Хаматовой в главной роли. Главную героиню вместе с другими спецпереселенцами в 1930-е годы XX века в период раскулачивания из глухой татарской деревни перевозят в Сибирь. История выживания людей на лесоповале — центральная часть спектакля. Сцена и зрительный зал — как будто единое пространство, погруженное в сумрачный свет, в первых рядах между кресел «вырастают» голые деревья, на спинки стульев наброшены зэковские ватники, деревянные мостки, врезающиеся в зал, дополняют впечатление всеобщей сопричастности. Несмотря на метафоричность действия, сказочные мотивы и подчеркнутую условность, спектакль пронизан прямыми отсылками к тяжелому советскому прошлому — музыка, известные песни, советские агитки, — благодаря чему трагедия героев, блестяще переданная актерами, еще отчетливее предстает перед зрителями. Спектакль идет на башкирском языке с синхронным переводом.

«Время секонд-хенд»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Театр имени Евгения Вахтангова, 11 марта

Петербургский режиссер Дмитрий Егоров выпустил в Омском театре драмы спектакль по книге лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич «Время секонд-хенд». Документальная книга Алексиевич — сборник воспоминаний разных людей о советском времени, перестройке, лихих 90-х, путче: времени большого перелома, смены эпох. В спектакле, как и в книге, нет сюжета, он состоит из отдельных актерских монологов (в постановке заняты как прославленные мэтры, так и совсем молодые артисты). Отношение героев спектакля к времени «секонд-хенд» подчас кардинально противоположное: кто-то грустит по коммунистическому прошлому, кто-то его проклинает, кто-то вспоминает, как защищал Белый дом и свое право на свободу. Герои исповедуются перед залом, сидя на авансцене, заваленной старым тряпьем. Их рассказы иллюстрируют аниматоры, создавая из подручных средств зримые приметы времени: то воссоздают обстановку типичной советской комнаты, то танцуют «Танец маленьких лебедей», то маршируют дружным солдатским строем. Камера в режиме реального времени фиксирует действия аниматоров, дает лица рассказчиков крупным планом, что подчеркивает дистанцию, отделяющую нас от эпохи «секонд-хенд»: с одной стороны, она еще эхом отдается в каждом из сидящих в зале, с другой — уже становится предметом исследования и частью истории. Разделенное на три визуальных уровня пространство, тем не менее, складывается в единую картину времени, а многоголосье судеб сливается в один протяжный и щемящий звук.

«100% Воронеж»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Губернский театр, 12 марта

Копродукция немецкой театральной команды Rimini Protokoll и Платоновского фестиваля в Воронеже — масштабное документальное исследование о жизни воронежцев, всего города и России в целом. На сцене — 100 человек: дети, подростки, мужчины, женщины, старики, грузины, армяне, русские, азербайджанцы, украинцы, верующие и атеисты, оппозиционеры и путинисты, коренные жители и приезжие. Каждый участник проекта — типичный представитель той или иной социальной группы, играющий самого себя и одновременно выступающий от лица многих таких же, как он, жителей города. Сухие статистические данные обретают на сцене плоть и кровь. Участники отвечают на разные, порой очень острые вопросы об их жизни, о политике, о любви, о страхах, мечтах, ошибках, пагубных привычках и даже о собственных болезнях.

«Пахита»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 13 марта

Масштабная реконструкция балета Мариуса Петипа. В спектакле Екатеринбургского театра оперы и балета частично восстановлена хореография 1881 года. Однако, несмотря на это и сохраненное либретто, новый спектакль Вячеслава Самодурова, завершившего эту постановку после смерти Сергея Вихарева, — принципиально новая интерпретация классического балета. Любовь цыганки Пахиты и французского графа Люсьена проходит не только уготованные ей сюжетом испытания, но и проносится сквозь века и страны. Если в первом акте на сцене сталкиваются пышно наряженные испанские цыгане и французская знать, то во втором на смену XIX веку приходит век XX, где финальная сцена убийства Имаго, главного противника влюбленных, вписана в антураж немецкого немого кино, а третий акт проходит в декорациях XXI века. Музыку для балета полностью переработал композитор Юрий Красавин, сделав ее более современной и динамичной.

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

МХТ имени Чехова, 13 и 14 марта

Известная революционная пьеса Всеволода Вишневского (1933 год) в новой драматургической обработке Аси Волошиной и сценической версии Виктора Рыжакова из духоподъемного рассказа о том, как бравая комиссарша превращает отряд моряков-анархистов в дисциплинированных революционных бойцов, стала на сцене Александринского театра грустным размышлением о XX веке в целом, прощанием с ним и его иллюзиями и прямым обращением в век сегодняшний. Именно на сцене Александринки поставил свой знаменитый спектакль по этой пьесе Георгий Товстоногов. Виктор Рыжаков, вшивая в ткань спектакля тексты Достоевского, Блока, Вертинского, Маяковского, Розанова, Окуджавы, включая в него музыку Макаревича, группы «Ленинград», Led Zeppelin и Queen, создает пронзительный спектакль-концерт, напоминающий реквием по несбыточным надеждам. Голоса моряков не сливаются в один хор, постепенно все более и более подпевающий энергичной комиссарше. Напротив, здесь каждому из матросов дано слово, каждый из них обретает плоть и кровь: Виктор Рыжаков как будто напоминает зрителю, что самая главная человеческая ценность — в неотъемлемом праве выбора, праве на мнение и сомнение.

«Снегурочка»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Винзавод, Пространство «Большое винохранилище», 15 и 16 марта

Смелый эксперимент Независимого театрального проекта (Санкт-Петербург) — опера композитора Александра Маноцкова по известной сказке Островского «Снегурочка», специально написанная им для новосибирского театра «Старый дом» и заново переосмысленная режиссером Еленой Павловой (эта постановка — ее дипломная работа). В спектакле необычно все: всего одна вокальная партия — у Снегурочки, берендеи же «изъясняются», извлекая звуки из бумажных пакетов, бутылок, велосипедного колеса. Они бренчат на гармошке, мучительно сипят, звенят тающим льдом, хрустят трескающимся полом под ногами. Звуки этих подручных инструментов соединяются с музыкальной партитурой оперы, с тонким звучанием флейты и скрипки. Мир разделен на людей «без голоса» и Снегурочку, обладающую голосом. Чтобы берендеи смогли заговорить, героиню надо принести в жертву. Печальная история о смерти Снегурочки приобретает здесь иное измерение: мир, находящийся на краю гибели, создается заново, и человеку только предстоит познать и его, и самого себя.

«Альцина»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Большой театр, Москва, 17 марта

Масштабная копродукция Большого театра и оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (Франция), постановка знаменитой британки Кэти Митчелл, которую давно знают и любят в России. Барочная опера Генделя, в основе которой лежит поэма Людовико Ариосто «Неистовый Роланд» о злой волшебнице Альцине, лишающей попавших на ее остров рыцарей человеческого облика, в интерпретации Митчелл стала красноречивым, мрачным и жестоким высказыванием об иллюзорности земных наслаждений и размытости возрастных и гендерных границ. Остров, где правит Альцина вместе со своей сестрой Морганой (ее партию блистательно исполняет солистка Большого театра Анна Алгатова), превращен в камеру пыток, разделенную усилиями художников-постановщиков на два уровня. На верхнем этаже выставлены на всеобщее обозрение чучела животных, в которых злые колдуньи превращают своих жертв, нижний этаж — роскошный будуар, где сестры предаются утехам и истязают своих многочисленных любовников. Постановка перенасыщена откровенными сценами и хитроумными превращениями людей в животных, старух в молоденьких красавиц и наоборот. Музыка Генделя звучит здесь практически в своем первозданном виде (дирижер Андреа Макрон). Арии героев на фоне стройной игры оркестра, сочетающей современные инструменты с лютней и клавесинами, покоряют темпераментом и накалом страстей.

«Мертвые души»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Театр наций, Малая сцена, 28 и 29 марта

В спектакле, поставленном Лесосибирским театром «Поиск», заняты всего три актера. Роль Чичикова исполняет худрук театра Олег Ермолаев, два других играют всех остальных персонажей, в том числе и женские роли. Режиссер Олег Липовецкий придумал для артистов своеобразную игру в персонажей «Мертвых душ»: в тесной гардеробной, забитой старыми мужскими костюмами (символ мертвых душ), цветастыми платьями, милицейскими рубашками, актеры начинают свое путешествие по поэме, облачаясь в разные наряды. Под руками у них и другой реквизит, помогающий в этом увлекательном лицедействе, и томик поэмы. Так и несутся они по гоголевскому миру, словно птица-тройка, оживляя персонажей, посмеиваясь над ними и одновременно ведя с ними диалог.

«Антигона»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Театр наций, Малая сцена, 12 и 13 апреля

Худрук Воронежского камерного театра Михаил Бычков представит на фестивале пьесу французского драматурга Жана Ануя «Антигона». Действие трагедии помещено в роскошный современный особняк правителя Креона (Камиль Тукаев), рассудительного и бескомпромиссного, вынужденного карать всех непослушных ради интересов государства. Главная героиня в исполнении Татьяны Бабенковой выглядит забитой, слабовольной и тщедушной. Она не выступает здесь яростной противницей Креона. В этом мире бездушных гаджетов и отстраненно взирающих на происходящее античных бюстов нет места живому чувству, высшей справедливости и благородным порывам. Умертвив племянницу, лишившись сына и жены, Креон не испытывает ни раскаяния, ни боли, ни даже жалости.

«Картон»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Центр имени Вс. Мейерхольда, 14 апреля

В Челябинском театре современного танца хореограф Ольга Пона поставила философский танцевальный эскиз о картонном мире и населяющих этот мир картонных людях. Отгороженные друг от друга перегородками трое молодых людей проживают свои изолированные от мира жизни в кабинетах, напоминающих современное офисное пространство. Поначалу их движения хоть и не синхронны, но идентичны: бессмысленная хаотичная возня. Эти люди как будто созданы из картона — безучастные, лишенные чувства. Но неожиданное вторжение извне ломает их привычный жизненный уклад и открывает им глаза на мир вокруг, толкает друг к другу, потому что только во взаимодействии с другими можно выбраться из картонной жизни наружу.

«Маленькие трагедии»

Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»

Гоголь-центр, 13 и 14 апреля

Спектакль, работа над которым завершилась уже без режиссера Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом, — мощное высказывание о поэзии и творце, жесткое действо, в котором органично сочетаются поэзия Пушкина, современный рэп, реплики айфоновской Siri и уличная брань. Спектакль состоит из пролога и четырех отделений. В прологе в привокзальном буфете «разыгрывается» стихотворение Пушкина «Пророк» и «шестикрылый серафим» вырывает сердце у одного из посетителей. На экране огромными буквами загорается надпись «ЖГИ» (вырванное из хрестоматийного «Глаголом жги сердца людей»). Новообращенный пророк (Филипп Авдеев) превращается в рэпера Хаски, который, кстати сказать, тоже появляется на сцене, правда, не в каждом спектакле. Вслед за прологом идут четыре отдельные новеллы, четыре «маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери» — дуэт Филиппа Авдеева и Никиты Кукушкина, «Скупой рыцарь» — фактически моноспектакль Алексея Аграновича, наделившего своего рыцаря характером одинокого интеллигента, «Каменный гость» — карикатурный эскиз о превращении Донны Анны (Виктория Исакова) в старуху (Светлана Брагарник), и, наконец, финальный «Пир во время чумы», где молодые люди также оборачиваются стариками (их играют мэтры бывшего Театра Гоголя), закатившими вечеринку в доме для престарелых тайком от санитаров. В итоге действие завершается трогательными историями стариков, вплетенными в пушкинский текст, гимном театру как таковому и поэзии.

Три важных спектакля фестиваля, которые не покажут в Москве

Опера «Жанна на костре» (Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского и Лионская опера) — совместная работа одного из самых радикальных европейских режиссеров Ромео Кастеллуччи и дирижера Теодора Курентзиса — оратория Артюра Онеггера на сюжет Поля Клоделя с участием знаменитого французского актера Дени Лавана.

«Три толстяка. Эпизод I. Восстание» и «Три толстяка. Эпизод II. Железное сердце» (БДТ им. Товстоногова) — два спектакля Андрея Могучего по произведению Юрия Олеши — фееричная антиутопия, одновременно напоминающая сказку, голливудский блокбастер, цирковой балаган и фантастический комикс. Эти постановки можно будет увидеть в Санкт-Петербурге на сцене БДТ 6 и 7 марта.

Вся афиша фестиваля «Золотая Маска» — на сайте www.goldenmask.ru.

Фестиваль «Золотая Маска» проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации