Ксения Чудинова /

Владимира Паперного — в директоры Музея архитектуры!

В Facebook создана группа «Спасем МУАР! Пригласим Владимира Паперного на место директора!». За день к группе присоединилось почти 200 человек. На призыв откликнулись Юрий Аввакумов и сам Владимир Паперный

+T -
Поделиться:
Иллюстрация предоставлена Валентином Дьяконовым
Иллюстрация предоставлена Валентином Дьяконовым

Группа была создана день назад арт-критиком Валентином Дьяконовым, одним из авторов выставки «Второй Леонидов», которая экспонировалась в МУАРе на 1-й Московской биеннале архитектуры в 2008 году. В его обращении сказано: «Умер Давид Саркисян, человек, который сумел превратить замшелый, угасающий Музей архитектуры в живой и активно действующий культурный институт. Если на его место назначат очередного бюрократа, дело Саркисяна погибло. Я считаю, что единственный, кто мог бы достойно заменить Давида, — это дизайнер и историк культуры, автор "Культуры Два" Владимир Паперный, если уговорить его покинуть солнечную Калифорнию. Попробуем?»

Владимир Паперный поблагодарил энтузиастов за «увлекательное предложение», заметив, что «сорваться с места после 30 лет в Калифорнии — это авантюра, но сорваться с места после 30 лет в России было куда большей авантюрой». Паперный не знает, насколько эта идея сейчас осуществима, но признал, что его «опыт мог бы пригодиться в деле сохранения музея и продолжении того, что начал Давид». Ему кажется, что у него есть качества, которые небесполезны на должности директора музея.

«Я — достаточно известная фигура в архитектурном мире. "Культура Два" издана по-английски (Cambridge University Press), идут переговоры о французском и польском изданиях. Я знаком со многими архитекторами и в России, и за границей (Гери, Мейер, Мейн, Пелли, Легоррета и т. д.). Я двуязычен и двукультурен (за неимением лучших слов). У меня серьезный опыт менеджмента (начальник отдела маркетинга в больших американских компаниях). У меня большой опыт публичных выступлений (лекции, доклады, семинары). Хотя последние 30 лет я прожил в США, связь с Россией не прерывалась (выступления, статьи, книги, документальные фильмы на русском языке и т. д.). Мои международные связи позволили бы мне поднять престиж музея, его включенность в мировую художественную культуру и размах его деятельности на более высокий уровень. Тот факт, что на этом шутливом плакате меня изобразили в виде Барака Обамы, имеет некоторый смысл. Вопреки мнению американских консерваторов, Обама прежде всего прагматик. Я тоже. Мне чужд фанатизм как тех, кто хотел бы все снести и застроить Москву элитным жильем, так и тех, кто хотел бы остановить экономическое развитие и превратить весь город в музей архитектуры. В советской идеологии настоящие герои никогда не шли на компромисс. Я думаю, что пришла пора вернуть этому слову его позитивное значение. В реальной жизни правильное решение — это всегда компромисс между конфликтующими силами и условиями. Вперед, к победе компромисса!»

Проекту «Сноб» Владимир Паперный сказал, что был бы рад стать директором Музея архитектуры. Даже несмотря на то, что ему пришлось бы отказаться от «очень многих вещей и перестроить свою жизнь». «Только вот никто меня не возьмет, я это хорошо понимаю», — добавил в конце автор «Культуры Два».

Присоединившийся к группе Юрий Аввакумов предлагает смотреть на вещи трезво и для начала понять, от кого спасать музей — «от Минкульта? от слухов? от "них"?». В реальность назначения Владимира Паперного он не очень верит — это «сказка, хотя и красивая».

«Такая практика в мире существует, — объяснил Юрий Аввакумов проекту «Сноб», — когда человек из одной страны становится директором музея другой страны (собственно, в российском спорте сейчас идут похожие процессы), но, по всей видимости, Владимир Паперный не станет директором МУАРа. Кто им станет, кого назначит Министерство культуры — неизвестно. У нас нет никакой официальной информации — одни только слухи. Говорят, разные общественные организации писали письма в Министерство культуры. Якобы Союз архитекторов России написал письмо, где предлагал на пост директора МУАРа меня и Наталью Душкину. Российская академия художеств предложила Андрея Баталова, который сейчас заместитель директора музея-заповедника "Московский Кремль". Академия архитектуры предлагала Коробьину Ирину. Со стороны мэрии тоже якобы были предложения — некая дама из Царицыно, чью фамилию никто не знает. Хорошилов будто бы лоббировал Ревзина... Никто не понимает, чего хочет от нас и от музея Министерство культуры. Назначение должно было произойти еще в прошлую пятницу. Вот если бы группа поддержки Паперного была создана хотя бы два месяца назад, если бы каждый из кандидатов написал такую же программу, как Владимир Паперный, — у всех было бы хоть какое-то понимание процесса, а не чувство страха, что придет какая-то «тетка из Царицыно» и начнет масштабную реконструкцию музея. На мой взгляд, здесь мы, боюсь, уже ничего не можем сделать».

Главное, по мнению Юрия Аввакумова, сейчас — попытаться сохранить кабинет Давида Саркисяна, на который «стали покушаться уже в день похорон». «Не надо вешать мемориальные таблички, — сказал Аввакумов, — надо добиться, чтобы Минкульт признал кабинет Саркисяна экспонатом музея. Мы узнавали, были ли в российской практике подобные случаи — оказалось, что нет. Значит, создадим прецедент. Письмо министру культуры я выложил на Facebook — пусть небезразличные поправят и внесут свои предложения. Думаю, что к этому письму надо приложить все некрологи, которые были опубликованы после смерти Давида: во всех есть упоминание его кабинета как высокохудожественной инсталляции. Более того, я думаю, что сохраненный кабинет был бы хорошим напоминанием следующему директору о том деле, которому отдавал все свои силы Давид».

Комментировать Всего 44 комментария
Письмо министру культуры, опубликованное на Facebook

Уважаемый Александр Алексеевич,

Вы были на панихиде директора музея архитектуры Давида Саркисяна, видели многих и многих людей, пришедших попрощаться с этим уникальным человеком, защитником и хранителем архитектурной памяти, Вы знаете, что его в нашем городе и любили, и уважали. Вероятно, Вы также читали не под копирку написанные некрологи на смерть Давида, их было немало, опубликованных в Москве, Лондоне, Нью-Йорке. И едва ли не в каждом, помимо описания человеческих и профессиональных качеств директора музея, рассказывалось о его кабинете, как части его жизненного пространства, удивительной, выражаясь языком современного искусства, артистической инсталляции, наполненной книгами, фотографиями, редкостями, сувенирами... Эта инсталляция, как единое художественное произведение, может с назначением нового директора оказаться под угрозой исчезновения, если к кабинету Давида Саркисяна отнесутся как набору вещей, разделят на личные и инвентарные, перепишут, уберут в хранилище и освободят площадь для нового начальника.

Мы обращаемся в министерство культуры, к Вам лично, Александр Алексеевич, с просьбой о принятии кабинета директора государственного музея архитектуры Давида Ашотовича Саркисяна, который он занимал с 2000го по 2009й год, на постоянное и ответственное музейное хранение в качестве неделимого мемориального экспоната. Процедура посещения мемориального кабинета может быть разработана позднее, например, по выходным дням, а новому директору легко найдется место по соседству.

Нашему городу и нашей культуре сегодня не хватает настоящего, подлинного, и кабинет-музей Давида Саркисяна мог бы стать напоминанием нам всем о том, что живая память вещей дороже мраморных надгробий и зданий-муляжей. 

В конце письма приписка: <Редактируйте>: то есть каждый может поучаствовать в создании документа: можно оставить свой комментарий или внести правку — как существенную, так и акцентируясь на деталях. 

Юрий Аввакумов Комментарий удален

последняя правка

Уважаемый Александр Алексеевич,

Вы были на панихиде директора музея архитектуры Давида Саркисяна, видели многих и многих людей, пришедших попрощаться с этим уникальным человеком, защитником и хранителем архитектурной памяти, Вы знаете, что его в нашем городе и любили и уважали.

Вероятно, Вы также читали не под копирку написанные некрологи на смерть Давида, их было не мало, опубликованных в Москве, Лондоне, Нью-Йорке, и едва ли не в каждом, помимо описания человеческих и профессиональных качеств директора музея, рассказывалось о его кабинете, как части его жизненного пространства, удивительной, выражаясь языком современного искусства, артистической инсталляции, наполненной книгами, фотографиями, редкостями, сувенирами... 

Эта инсталляция, как единое художественное произведение, может с назначением нового директора оказаться под угрозой исчезновения, если к кабинету Давида Саркисяна отнесутся как к предметной описи, перепишут, разделят на личное и инвентарное, уберут в хранилище и освободят площадь для нового начальника.

Мы обращаемся в министерство культуры, к Вам лично, Александр Алексеевич, с просьбой о принятии кабинета директора МУАРа (2000-2009) Давида Ашотовича Саркисяна  на постоянное и ответственное музейное хранение в качестве неделимого мемориального экспоната государственного музея архитектуры. 

Процедура посещения мемориального кабинета будет разработана позднее. Например, он может быть доступен для зрителей по выходным дням или в специально отведенное время. 

Нашему городу и нашей культуре сегодня не хватает настоящего, подлинного, и кабинет-музей Давида Саркисяна мог бы стать напоминанием нам всем о том, что живая память вещей дороже мраморных надгробий и зданий-муляжей.

<Редактируйте>

Подписываюсь под этим письмом и очень надесь на то, что кабинет Давида не будет разрушен. В моем представлении это не просто уникальная художественная инсталляция, а символ, символ Храма культуры, который строил Давид, символ МУАРа, его душа...

Ничего не имею против Паперного, он супер, но почему нельзя Гришу Ревзина пригласить?

так, Наташа, чего проще - открываешь в Фейсбуке группу, пишешь: пригласим Гришу, - и смотришь сколько у тебя на следующий день подписчиков.

Юрочка, я дурочка в современных технологиях, прости... спагетти сварить или песенку спеть - запросто, а вот то, что ты предлагаешь, - выше моих возможностей. Я просто подумала, чем Ревзин плох? По-моему, всем хорош. Но я не в теме. К тому же думаю, что правительство Москвы будет против, не знаю, это сильный аргумент или нет, но Гриша всегда писал резко и справедливо, так что на него зуб наверняка есть.

здесь еще никто не сказал, что Ревзин плох. здесь говорят, что Паперный мог бы стать хорошим директором. а еще сетуют на непрозрачную политику министерства.

кстати, попроси своего связного помочь тебе с фейсбуком, и все будет готово, спагетти не успеют свариться.

Наташа, Гриша Ревзин мне сказал, что его приглашение с ним обсуждалось, но по каким-то причинам оказалось невозможным. "Если вы готовы сорваться с места, — сказал он мне, — я буду вас поддерживать".

Вадик, я за Вас!

Было бы очень здорово.

Только я на Facebook не освоился. А можно как-то отсюда подписать?

Или может еще и здесь продублировать?

Дмитрий, здесь и на Фейсбуке сейчас "подписывают" письмо в защиту кабинета Давида. если согласны - просто дайте знать, и ваше имя появится в числе подписантов.

Юра, я даю знать. Поставь меня, пожалуйста, в подписанты.

Юрий, и меня, пожалуйста, тоже.

По поводу директора музея

Во-первых, заявляю о своей полной поддержке Владимира Паперного. По моим представлениям, музей архитектуры как-то даже маловато для него, но если он согласен, то я стопроцентно "за"

Я с этой точкой зрения специально ходил к Хорошилову и уговаривал его. Он сказал, что нужно погодить, а чего годить, не сказал. Я так понимаю, здесь было бы полезно внешнее давление -- скажем, на министра. Поэтому если это можно считать подписью под письмом -- считайте меня подписантом, если нет -- скажите как подписаться.

Я также думаю, что предпринимаемая сейчас Паперным и Аввакумовым акция чрезвычайно важна. Отсутствие директора музея связано еще и с тем, что на министерство никто не давит -- в смысле общественности. Из-за этого там могут появиться совсем случайные люди. Академия архитектуры (Кудрявцев) и Союз архитекторов (Боков) неделю назад пришли к министру с предложением Иры Коробьиной, и эта кандидатура пока единственная из названных общественностью. Все остальные -- от разных номенклатур. Если никак не проявляться, то решение будет принято по другим парамтерам.

Хочу сказать еще, что большое достоинство Паперного заключается в том, что он, помимо прочего, хочет быть директором этого музея. Я, например, не хочу. Там -- глубоко неясные отношения с Гордеевым (коллекция Мельникова на временном хранении музея), там явная перспектива полной реконструкции музея (министр сказал, что это надо делать срочно), а что такое реконструкция в центре Москвы при Лужкове и финансировании Минкульта -- сами знаете, или спросите Свиблову), там требование создать постоянную экспозицию, там отсутствие документов на собственность по всем имеющимся зданиям, там 140 человек сотрудников с зарплатами в 80 у.е. в месяц. Я не особенно удачный менеджер, и как-то мало понимаю, как все это можно разрулить.

Я вообще-то думаю, что правильным был бы какой-то управленец, который стал бы хозяйственным директором и которому мы почему-то доверяли бы, и был бы "художественный руководитель" на контракте на два-четыре года. При такой схеме идеальными руководителями были бы и Паперный (и так легко бы решалась проблема с его американским гражданством), и, разумеется, Аввакумов (которого я бы тоже полностью поддержал бы, если бы он заявил такое желание даже и вне этих контрактных схем). Но понятно менеджерская схема мало совместима с феодальным принципом управления нашими культурными (и не только) институциями.

Я думаю, что если бы удалось организовать сколько-нибудь широкое обсуждение этого вопроса, это было бы страшно полезно. В Снобе (но тогда не только из членов Сноб), в Союзе (не знаю только, как с Коробьиной) или еще где-то. Просто чтобы министерство соображало, что вообще-то людей интересует, кто будет директором музея архитектуры.

Недели три назад я говорила с сестрой и племянником Давида, озабоченными ситуацией с его кабинетом. Я использовала дословно слова Юры Аввакумова «художественная инсталляция», в которой запечатлена память живого человека, управлявшего культурой не по букве инструкций, а как художник, соучаствующий в творческом процессе создания экспозиции. Можно было с чем-то соглашаться, с чем-то нет, но можно было всегда вести диалог. Такое не только в России, но и в мире случается нечасто. Я передала и в музей, и родственникам, что в случае угрозы кабинету Давида мой музей найдет ему место и мы попробуем его реконструировать. Однако понятно, что это не выход. Реконструкция не подлинник, а я не вечный директор, и нет гарантий, что новый не выметет его на улицу. Кроме того, значительная часть содержания кабинета на балансе у МУАРа. Обращение к министру культуры с просьбой о мемориализации — единственный нормальный выход. Я и, думаю, все, кто знал Давида, с радостью подпишем такое письмо.

Пригласить Вадика Паперного – да простят мне такую фамильярность, но мы ведь столько лет просидели в одной комнате в ЦНИИТИА, где ныне располагается библиотека МуАра – мне даже в голову не приходило. Слишком невероятно, хотя здорово! Даже дух захватывает. Неужели, действительно, бросит сказочно-солнечную Калифорнию? Я за, хотя боюсь, что он слишком отвык от наших реалий и погрязнет в бюрократических разборках. Не в обиду Вадику, но меня больше всех вдохновляет фигура Натальи Душкиной. После ее слов на панихиде Давида она мне стала представляться такой Старовойтовой от архитектуры. Невероятно мощная фигура, не говоря о регалиях и происхождении. Если бы вот она взяла в руки разваливающееся хозяйство, а Вадик к ней в пару как приглашенная звезда.... Вот тогда бы!

+1

Не в обиду Паперному - Вы же знаете, что Вы культовая фигура, мы Вас очень ценим - просто надо изнутри многое знать, с чиновниками терки тереть, не все из этого приятно и совсем не все творческое... Но если все получится  с Вами - буду очень рада!

все бы вам судачить, девицы. письмо подписывать будете?

Юра, с тобой вместе – любые письма!

Я за Паперного !

Papernyi for Director of Moscow Museum of Architecture

His transatlantic voyage of many years, through creative work, his books, his management experience  and the independence from Moscow intrigues make him an ideal candidate for this challenging job ! Hopefully his third (and last) wife agrees !

Друзья, до конца недели хотелось бы собрать подписи к письму и отправить в министерство. Достаточно подтверждения по e-mail с именем, фамилией и должностью. Это не массовое, а, скорее, экспертное обращение к министру культуры.

Уважаемый Юрий,

Я хочу подписать оба письма, и про кабинет Давида, и про Паперного.

Должность

Директор (President & CEO) Международной лаборатории инновационных образовательных технологий (ILAET); однокурсник Давида по Биофаку, сосед по общежитию ... помню Давида 18-ти летним первокурсником. Он и тогда был такой же.

Юрий, подписываю (впрочем, уже сказал выше)

Куда отправить подтверждение по е-mail?

получено. как подписать? архитектор, историк?

Архитектор. Все-таки, иногда еще и проектирую:)

+1

Полностью поддерживаю это письмо. Не знаю, является ли это достаточным для включения в список подписантов, и если нет -- дайте знать, как это делать.

MUAR

Yuri, sign me up for both letters please !

МУАР

Я с большим уважением отношусь к Наталье Олеговне Душкиной и буду рад любой форме сотрудничества с ней.

Мемориал Давида

Подписываюсь под письмом Аввакумова.

если решать будет паша хорошилов из своих соображений, тогда боюсь моя подпись скорее помешает чем поможет.  К сожалению сильные кадровые решения нынешнее министерство пугают. Ситуация с Третьяковкой - тому пример.  Если вдруг будет обсуждение кандидатур - тут общ палата может помочь.

типа Родионов

Авдеев: "Новый глава МУАРа должен быть музейщиком и строителем одновременно".

http://center.rian.ru/culture/20100317/82048579.html

А одновременно проводку и сантехнику чинить не требуется?

кто научил министра использовать слов "реконструкция", когда идет речь о памятнике архитектуры?

Подписываюсь.

Подписываюсь за В. Паперного.

я за! в данном случае коллективная рекомендация имеет смысли действенность. Но, мне кажется, Паперному может быть предложен срочный контракт на несколько лет как художественному руководителю. Даже сильный человек, проживший вне России столько лет, за 3 - 4 года обессилит и будет стремиться в Калифорнию. Музею нужен качественный административный директора с московскими контактами бюрократического свойства.

под "кабинетным" письмом можно ставить твою подпись?

Подписываюсь под двумя письмами. Говорил в Минкульте и по кабинету, и по Аввакумову, и по Паперному. Надежда есть, но оч слабая. У них там свои дела.

Юрий Аввакумов Комментарий удален