Сам факт того, что государство задумывается о введении льгот для жертвователей, говорит нам, что российская благотворительность в принципе не стоит на месте и развивается. Это неоспоримый плюс инициативы.

В то же время нужно понимать, что это в каком-то смысле развитие «от нуля к единице»: в рейтинге уровня развития благотворительности в мире, который составляет профильная организация Charities Aid Foundation, Россия поднялась со 124 на 110 место. Состояние отечественной благотворительной сферы довольно слабое: количество организаций смехотворное, причем 50 % из них находится в Москве, еще 15 % —  в Петербурге, остальные тонким слоем размазаны по территории страны.

Корпоративную благотворительность стоит рассматривать отдельно. Мотивы для занятия благотворительностью у частного лица и у компании разные, поскольку основной интерес любой коммерческой организации — получение дохода. На сегодняшний день российское законодательство не предусматривает никаких стимулов для коммерческих компаний. К примеру, нет никаких налоговых вычетов за занятие благотворительной деятельностью, что, между прочим, работает как нормальный инструмент для развития благотворительного сектора по всему миру.

Предложение о введении подобного налогового вычета содержится в инициативе Минэкономразвития, и если оно все-таки будет осуществлено — в чем я очень сомневаюсь, — то это создаст для бизнеса условия и стимул вкладывать в благотворительность. Чем больше прибыли бизнес получит на решении человеческих проблем, тем больше подобных проблем он сможет решить в будущем.

Я не верю в эту инициативу. Политика российской власти позволяет бизнесу выделять на благотворительность только те средства, которые остаются у компании после уплаты налогов. Это неэффективный способ решения проблем, но, судя по всему, ничего не изменится. Президент Владимир Путин уже дважды публично подчеркивал: заплатите налоги, а потом с прибылью делайте, что хотите.

Одного государственного регулирования мало. Общество тоже должно развиваться, действовать осознанно, создавать эффективные некоммерческие организации

Государственное регулирование должно идти на пользу благотворительным организациям, а не усложнять их жизнь. При умелом госрегулировании можно создать прекрасные условия для решения социальных проблем в России, хотя и сейчас нельзя сказать, что условия плохие — я не вижу никаких серьезных законодательных проблем или ограничений, кроме отсутствия налогового вычета для коммерческих организаций.

Но одного государственного регулирования мало. Общество тоже должно развиваться, действовать осознанно, создавать эффективные некоммерческие организации. Пока что их качество оставляет желать лучшего.

При отсутствии надлежащего контроля со стороны Минюста, налоговой и МВД есть риск, что налоговые вычеты превратятся в очередную схему для отмывания денег. Контроль же не должен ограничиваться только государственными структурами — за чистоплотностью в благотворительной сфере должно следить и гражданское общество. На мой взгляд, россиянам стоит позаимствовать американскую практику, которая предполагает, что основанием для получения налогового вычета может стать пожертвование в НКО. Но она при этом должна существовать не менее 5 лет, а ее средний оборот должен превышать определенную сумму — около 50 тыс долларов.

Подготовили Ксения Праведная, Арина Крючкова