По информации РБК, Москва заняла седьмое место в числе крупнейших получателей такого вида господдержки. Это также крупнейшие дотации столицы как минимум с 2007 года. В предыдущий раз существенные дотации город получал в 2011 году — 15 миллиардов рублей.

Что еще известно:

Большая часть дотаций, которые получила Москва, направлялась на «поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов» — 21,3 миллиарда рублей. Отмечается, что такие дотации управляются «в ручном режиме», в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (их рассчитывают по специальной формуле).

Мнение эксперта:

Доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев

— Сообщение о том, что Москва впервые за много лет получила дотации из федерального бюджета, привлекло куда большее внимание, чем сам факт того, что с 2013 года центр не выделял столице (простите за тавтологию) ни копейки. Многие комментаторы поспешили объяснить произошедшее ухудшающимся состоянием российской экономики и поместили новость в общий контекст увеличения межбюджетных трансфертов, впервые по итогам прошлого года превысивших один триллион рублей.

Между тем в московском случае речь идет не столько о том, что федеральный бюджет существенно помог городу деньгами, сколько скорее о том, что он отнял не все, что собирался отнять. В 2018 году, как практически всегда у нас, случились очередные налоговые «новации». Наиболее заметными были две. С одной стороны, был отменен налог на движимое имущество, который собирался в стране крайне неравномерно, и значительная часть сборов которого приходилось на Москву и Санкт-Петербург. Власти пообещали регионам компенсировать потери по сбору налога, отмена которого была представлена как важный шаг в упрощении налоговой системы. В результате в столице доходы сократились на 86 миллиардов рублей — и Минфин «компенсировал» 21,3 миллиарда, то есть одну четверть. С другой стороны, федеральные власти в последние годы изменили характер взимания налога на прибыль: если изначально налог по ставке в 18 процентов зачислялся в региональный бюджет, а по ставке в два процента — в федеральный, то теперь «федералы» забирают с богатых регионов ещё один процент, целевым образом направляя его в адрес дотационных. Если при этом успешные субъекты федерации умудряются продолжать наращивать сбор налога, им также полагается небольшая компенсация. Москва в прошлом году стала ее единственным получателем – на 5,5 миллиарда рублей при том, что доходы Москвы по этой статье составили в прошлом году 764 миллиарда рублей, увеличившись за год на 94,1 миллиарда или на 14 процентов. Так что радикально на положение вещей в системе городских финансов это тоже не повлияло.

В заключение стоит сказать, что московский бюджет в прошлом году был единственным профицитным бюджетом региона, в котором сам этот профицит был обеспечен налоговыми поступлениями, а не дотациями из федерального центра (в Дагестане и Чечне, например, чиновникам удалось отчитаться о «профицитности» бюджета, но сам его профицит был соответственно в 5,3 и 157 раз меньше федеральных субсидий). Так что искать признаки нарастания финансовых проблем России не стоит начинать со столицы.

Подготовил Вадим Палько