Ускорение годовых темпов роста выпуска с 1,1 процента в январе до 4,1 процента в феврале 2019 года зафиксировали на фоне скромных прогнозов. Агентство «Интерфакс» предположило, что рост промышленности составит 1,4 процента, Reuters и Bloomberg — 1,5 процента.

Производство множества товаров, в том числе стройматериалов, нефтепродуктов, пищевых продуктов, а также металлургия показали бурный рост. Производство легковых автомобилей на фоне снижения продаж выросло на 7,4 процента. Многие низкопроизводительные секторы обрабатывающей промышленности восстановили темпы роста. Среди них — производство текстиля, бумаги, потребительских товаров длительного пользования, сельскохозяйственного транспорта, автобусов (рост в два раза) и железнодорожных вагонов. 

Что говорят аналитики:

В отрасли складывается «странно оптимистичная» картина, считает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Это не соотносится с данными опережающего индекса деловой активности PMI в обрабатывающей промышленности и с результатами опросов самого Росстата: оба указывали на снижение предпринимательской уверенности.

Дмитрий Долгин из ING считает, что ускорению производства не соответствует слабая динамика кредитования промышленности и соответствующих расходов бюджета в феврале. 

Экономист Высшей школы экономики Владимир Бессонов уверен, что «уже два месяца промышленное производство заметно снижается». И если в добыче наблюдается стабилизация, то в обработке — спад, который хорошо виден и на уровне выпуска отдельных товаров. 

Как можно объяснить данные:

Основное ускорение в феврале пришлось на обработку — плюс 4,6 процента после минус одного процента в январе. Это, как и все февральское ускорение темпов роста промпроизводства, можно объяснить тем, что в этом году было на один рабочий день больше, чем в феврале 2018 года, пишет «Коммерсант». 

Заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников сомневается в данных о добыче полезных ископаемых. По данным Росстата, она выросла на 5,1 процента после 4,8 в январе. Хотя ключевые направления сектора таких темпов роста не показывают, отмечает Сальников: добыча угля снизилась на 0,2 процента в годовом выражении, нефти — выросла на 3,5 процента. Он предположил, что выросла добыча прочих полезных ископаемых, данные о которых засекречены. Например, это руды цветных металлов и радиоактивных материалов.

Почему это важно:

В феврале Росстат объявил о рекордном за шесть лет росте внутреннего валового продукта в России. Экономисты назвали данные неожиданными и похожими на «статистические фокусы». В ведомстве заявили, что на показатели повлияли добыча полезных ископаемых, торговля и строительство.