Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Девочки действительно отказываются заниматься спортом

В 2015 году в Великобритании провели исследование физической активности мальчиков и девочек школьного возраста. Выяснилось, что начиная с восьми лет девочки тратят меньше времени на спорт, чем раньше, а к 13–15 годам только 8 процентов девочек занимаются физической активностью хотя бы час в день.

Важно понимать, что эти 60 минут в день — не профессиональные занятия спортом, а самая простая физическая активность — спортивные кружки, уроки физкультуры и даже игры во дворе, — которая входит в базовые рекомендации ВОЗ.

В России такие исследования не проводились. Но можно с уверенностью сказать, что российские девочки в подростковом возрасте, так же как и британки, занимаются спортом меньше, чем мальчики, и чаще пропускают уроки физкультуры в школе.

Почему так происходит

Превращение из девочки в девушку — огромный стресс. Это не только телесные изменения, первые менструации, прыщи и волосы под мышками. Это еще и новый взгляд на свое тело, попытки найти свое место в группе сверстников, выстроить границы в отношениях со взрослыми, понять и сконструировать свою идентичность. Это резкие перепады настроения, неуверенность в себе, страхи, стыд, тревожность. К этому невозможно быть готовой.

Девочкам в подростковом возрасте важно, как они выглядят и как их воспринимают другие. Они чувствуют себя так, как будто за ними постоянно наблюдают и оценивают. Урок физкультуры может быть особым испытанием: нужно надеть форму, двигаться на виду у всех. «У меня слишком толстые ноги? Слишком худые? Ира уже начала брить ноги, а я еще нет. Не хочу переодеваться в общей раздевалке, другие девочки смотрят и потом будут меня обсуждать. Когда я бегаю, у меня трясется грудь и все смотрят. А эта форма на мне хорошо сидит? У меня месячные, я стесняюсь, а вдруг протечет. Если попросить освобождения, физрук будет допытываться и еще в журнале напишет, что месячные, лучше прогуляю».

Еще одна причина тревожности и отказа от спорта в подростковом возрасте — оценка спортивных результатов. Для не очень спортивных девочек, впрочем, как и для мальчиков, это повод для самокритики и сниженной самооценки: «Все сдали норматив, а я нет; я неуклюжая, в команду меня всегда выбирают последней; опять не попала по мячу в волейбольной игре, и все надо мной смеются». С другой стороны, есть стереотип, что девушка не должна быть «слишком спортивной», потому что мальчикам нравятся «женственные». И здесь уже становится сложно девочкам, которые всегда любили спорт.

Получается, что с переходом из детства в подростковый возраст спортивные занятия превращаются из игры и веселья в комплекс мучительных переживаний, с которыми девочка часто не может справиться и решает, что проще не ходить на физкультуру (или бросить занятия в спортивной секции).

Английская организация Women in Sport выяснила, что только 41 процент девочек-подростков получают удовольствие от спортивных занятий.

Вот как сами девочки описывают свои переживания:

При этом школы и учителя физкультуры зачастую не готовы к тому, чтобы помочь девочкам выстроить здоровые отношения со спортивными занятиями. Многие учителя по-прежнему считают месячные абсолютным поводом для освобождения от физкультуры и не объясняют девочке, что все зависит от ее самочувствия в конкретный день и готовности заниматься. Некоторые родители и даже врачи продолжают рассказывать девочкам, что заниматься спортом во время месячных вредно. Любой разговор об освобождении от урока «по физиологическим причинам» может обернуться для девочки стрессом, когда ей придется доказывать, что у нее месячные, или отвечать на вопросы о регулярности цикла. Кроме того, в большинстве школ нет возможности сходить в душ после спортивных уроков. Девочек могут заставлять приходить в форме, в которой им некомфортно. Не говоря уже о том, что специфика подросткового периода и комплекс эмоциональных и социальных проблем, которые может переживать девочка во время спортивных занятий, часто никак не учитывается ни психологическими службами в школе, ни самими учителями физкультуры при проведении занятий.

Почему это важно

Многие привычки, которые формируются в подростковом возрасте, остаются с нами на всю жизнь. Это касается и привычки заниматься спортом и осознанно относиться к своему телу. Пубертатный период может стать переломным моментом в отношениях девочки со спортом и физической активностью. Девочки в подростковом возрасте могут перестать заниматься спортом, даже если раньше они его любили. Из-за стеснения, дискомфорта, насмешек со стороны одноклассников, грубого учителя физкультуры.

При этом помимо очевидных плюсов (здоровья, хорошего самочувствия, снижения риска заболеваний), регулярные занятия спортом, особенно игровым, — это еще и развитие качеств, которые в девочках традиционно не воспитывают: уверенности в себе, лидерских навыков, умения преодолевать сложности. Эти качества помогут им не только в подростковом возрасте, но и в будущем: исследование компании Ernst&Young показало, что более 90 процентов женщин, занимающих позиции в топ-менеджменте международных компаний, в детстве и подростковом возрасте занимались спортом.

Что с этим делать

Чтобы поддержать интерес девочек к спортивным занятиям в подростковом возрасте, нужна комфортная среда. В первую очередь в школе. И значительная роль здесь принадлежит учителями физкультуры. Спортивные занятия должны помогать девушке становиться более уверенной, помогать ей в становлении новой идентичности. Они должны снимать тревожность, а не усиливать ее. Урок должен стать для девочки пространством, где она ощущает себя безопасно. Где она может играть и получать удовольствие от игры и своего развития.

Еще одна важная часть процесса — образование. Школа должна быть способна рассказать девочкам о пубертате и о том, как меняется отношение к физической активности в этом возрасте и почему важно не бросать спортивные занятия. Для школы это означает готовность отвечать на сложные и неудобные вопросы, разрешать проблемные ситуации, искать новые подходы там, где старые не работают. Но это именно тот вклад в физическое и психическое благополучие девушек, которого мы ждем от школы.  

Подготовили: Мария Сучкова, Арина Крючкова