Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Два десятка взрослых людей собирают простую фигурку из мелких деталей. Действуют по инструкции — указания по сборке тут же, на планшете. Через 15 минут вентилятор готов, а еще через пару — он начинает крутиться то по часовой стрелке, то против, то быстро, то медленно, и даже издавать звуки. Как будет действовать ваша фигура — зависит от кода, который вы «пишете» тут же, в приложении, на своем планшете. 20 взрослых журналистов, давно уставших от презентаций и мастер-классов, вдруг начинают хохотать и, перекрикивая друг друга, предлагать свои варианты программы для вентилятора. В «Лего», где принципиально не считают свой бизнес игрушечным, а предпочитают слово «образовательный», этот процесс называют программированием робототехнических моделей. Наш вентилятор — уровень начальной школы.

На презентации образовательной программы «Лего» в Нью-Йорке говорят, что мир уже никогда не будет прежним. Забудьте о традиционных кубиках (или отдайте их детям до двух лет). Конструктор XXI века — это робот, который умеет получать команды и реагировать на них. У робота обязательно есть Bluetooth, а у ребенка — планшет. И даже в детском саду, в возрасте от 3 до 5 лет, человек вполне способен собрать паровозик, а потом — поставить свое творение на рельсы и заставить двигаться с нужной скоростью. Поезд умеет испытывать разные эмоции: ребенок распределяет по полотну железной дороги активные кубики и таким образом задает настроение и поведение паровоза, параллельно выдумывая новые приключения. Эксперимент, который можно ставить снова и снова, развивает воображение, любознательность и интерес к естественным наукам.

Все начинается с кирпича. Каждый ребенок когда-то приходит к необходимости построить стену. И она обязательно рушится. Придумать, как сделать конструкцию устойчивой, — это вызов, требующий огромного напряжения детских сил. И еще большего напряжения требует превращение стены в дом. Счастье, которое испытывает трехлетний ребенок при виде законченного объекта, пожалуй, мало с чем сравнимо. Ведь в башне, где на втором этаже живет лошадка, а на третьем — вот этот, самый любимый слоник, или в гараже «для красной машинки» наиболее очевидно выражается способность воплотить задуманное, потрогать собственную идею руками.

Создание новых городов и миров, в которых существуют фантастические звери, а может, и простые человечки, — один из наиболее эффективных путей развития ребенка. И первое, чем хвастается президент Lego Education Эсбен Старк Йоргенсен на встрече с журналистами, — это возраст проекта. 40 лет назад в школах начали собирать конструкции из деталей. Сегодня такой подход практикуют в десятках стран мира.

В Гарлеме, в самом обычном детском саду Нью-Йорка при государственной школе, есть инженерный класс. 18 детей раз или два в неделю садятся в круг и собирают лего. Здесь стараются экономить, поскольку финансирование — из госбюджета, поэтому наверняка конструкторы в классе Lego Lab прошли через сотни (если не тысячи) детских рук. Но модели скоро обновят.

Как раз в прошлом году губернатор штата Эндрю Куомо выступил с программой финансирования информатики и инженерии в младших классах. $6 млн в год пойдут на подготовку учителей и обеспечение условий для детей, чтобы школьники с самого раннего возраста и до выпуска приобретали критически важные навыки. Звучит, конечно, как грузинский тост — в том смысле, что слишком красиво. И действительно, эта программа губернатора очевидно предвыборная: в 2018 году Куомо переизбирался (и успешно переизбрался), а боролся за кресло он, в частности, с Синтией Никсон — актрисой, сыгравшей Миранду в культовом сериале «Секс в большом городе», открытой лесбиянкой, которая всеми силами пыталась привлечь женский электорат и жителей неблагополучных районов города: в ее программе главным пунктом было обеспечение равных возможностей для всех. Куомо нужно было что-то предложить — и он предложил, в том числе, проект «Умный старт». Программа, по всей видимости, предполагает усиление присутствия «Лего» в школах, и дело тут не только в развитии детского воображения, интеллекта и командного духа. Здесь (совершенно неожиданно) возникает еще и тема гендерного равноправия. Только 18 процентов выпускников инженерных факультетов — женщины, и это ужасно несправедливо, с учетом того, что речь идет о профессии, без которой невозможно представить будущее. В Нью-Йорке изучили вопрос и пришли к тому, что девочкам и мальчикам нужно открыть возможность строить и конструировать, управлять кубиками, сенсорами, двигателями — с детсадовского возраста. И тогда всем будет предоставлена свобода выбора.

Родители большинства детей в Гарлеме, да и во множестве других районов Нью-Йорка, позволить себе «умные» наборы не могут — слишком дорого. Самый простой из новых конструкторов стоит $160. Так что «Лего» — это, конечно, бизнес, и представители компании нехотя признают дороговизну своих наборов. Впрочем, главный клиент образовательного проекта «Лего» — это не отдельные родители, а большие школы и даже министерства образования разных стран мира. И кстати, для учителей разработчики конструкторов проводят специальные тренинги, чтобы преподаватели понимали, с чем имеют дело и как в эту штуку играть.  

Вообще, «умные» конструкторы — это только часть большой, международной концепции, которая подразумевает совмещение игры с образованием. Ее не в «Лего» придумали, и брендов, предлагающих развивающие игрушки, множество. Основные принципы сформулированы в аббревиатуре STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Math): естествознание, технология, инженерия, творчество, математика. По данным исследовательской компании Harris Poll, 87% школьников говорят, что усваивают предметы лучше, если процесс изучения включает работу руками. Конструирование — это еще и возможность экспериментировать с разными формами и решениями. Ошибка совсем не обязательно расстраивает и демотивирует, а, очень может быть, вдохновляет и заставляет думать.  

«Лего» проводит презентацию своей новой программы Spike Prime в модном нью-йоркском районе Сохо. Представители большой игрушечной компании много говорят о будущем: о профессиях будущего, технологиях будущего, о человеке будущего. Неизменной остается стена, которую обязательно построит ребенок. И она обязательно рассыплется. Главное, чтобы строить хотелось снова и снова — впереди ведь гаражи, башни и роботы.

Автор: Екатерина Котрикадзе