Иллюстрация: Рита Морозова
Иллюстрация: Рита Морозова

Ко мне регулярно приходят родители и говорят что-то вроде:

— Вы знаете, мы у психолога первый раз и поэтому не знаем, чего у вас тут как…

Или:

— Я вот пришла, но толком не знаю, чего говорить…

Или:

— Может, это все и не важно и не о том…

Или:

— Я вроде и готовилась, а теперь вот как-то растерялась…

И наконец, самое роскошно-радикальное:

— Может, мы вообще не туда пришли и нам вообще не сюда…

Итак, что же нужно учесть родителям, если вы вместе с чадом или в одиночку собрались идти к психологу?

1. Продумайте, в каком составе вы пойдете на первый прием. Если значительная часть (половина и больше) того, что вы хотите рассказать специалисту, не предназначена для ушей ребенка или подростка, то имеет прямой смысл идти без него. Сидение в коридоре в течение получаса и больше (а многие родители, излагая свои проблемы, склонны увлекаться) однозначно не улучшит ребенкиного настроения и общий прогноз результативности консультации, ведь ребенок и особенно подросток обычно прекрасно понимает: они там не что-нибудь, а меня обсуждают!

Также не стоит приносить с собой невыспавшегося младенца («Вы знаете, его просто сегодня некуда деть!») и приводить сразу трех детей, отца и бабушку. Все это сводит эффективность встречи почти на ноль (могли бы и не ходить), так как слишком много персонажей, мнений, текущих взаимодействий и отвлекающих моментов — как для психолога, так и для членов семьи. Если психолог по ходу разговора решит, что ему нужно увидеть младшего брата вашего чада или его бабушку, он вам обязательно об этом скажет, и встреча в свой черед состоится.

Максимальная результативность, по моему опыту, получается, если психолог беседует а) с одним родителем (а ребенок при этом играет и доступен наблюдению), б) с родителем и подростком, в) с двумя родителями (воспитателями) и ребенком, если видение проблемы родителями более-менее совпадает у них между собой, или г) с двумя родителями (или воспитателями) без ребенка, если родители видят происходящее в их семье значительно по-разному.

Отдельная беседа с ребенком (без родителей) может быть важной и эффективной начиная приблизительно с 11 лет. Проблемы более младших детей практически всегда тесно вплетены в ковер общих семейных проблем и именно так и должны разбираться.

Если родитель хочет, чтобы специалист увидел какое-то специфическое поведение ребенка (например, как он взаимодействует с игрушками или как реагирует на запреты) или какие-то их с ребенком коммуникационные акты, которые проявляют себя и на людях, то в этом случае, конечно, ребенка обязательно нужно привести с собой. Двух детей одновременно следует привести только в том случае, если основная тема обращения — их взаимодействие между собой, и проблемы в нем, скорее всего, проявят себя прямо в кабинете специалиста.

2. Постарайтесь заранее внятно сформулировать проблему, которую вы собираетесь  предъявить на этом конкретном приеме. Проблема не может и не должна быть слишком общей и расплывчатой, например: «он никого не слушается» или «у нас с ней очень плохие отношения».

В процессе консультации акцент и даже направление обсуждения, разумеется, может меняться, но очень улучшит прогноз, если вы придете и четко скажете:

— Мне бы хотелось узнать, что я могу сделать, чтобы помочь своему сыну наладить отношения со сверстниками в его новом детском саду.

Или:

— Есть тревожащее меня поведение моей дочери. Вот в чем оно выражается… Я хотела бы выяснить, насколько это нормально и какое наше (родителей и бабушки) реагирование было бы оптимальным.
— Я хотел бы видеть в своем сыне вот что и вот что по этому поводу уже много лет предпринимаю. Но результат парадоксальный — вот какой. Хотелось бы разобраться, почему так происходит и что мне следует изменить.

Для того чтобы проблема в принципе была решаемой психологическими средствами, запрос всегда должен быть личностно центрирован на том, кто обращается:

— Что мне сделать вот в такой ситуации…
— Что я могу предпринять по поводу…
— В чем может заключаться моя ошибка, если у нас регулярно происходит…

Но никогда не:

— Сделайте (скажите ему), чтобы он…
— Ну должен же он понимать…
— Как ее замотивировать на учебу и т. д.

Разумеется, если к психологу обращается сам подросток, то правила те же.

Не:

— Скажите им, пусть они перестанут
— А чего ко мне все придираются?

Вместо этого:

— Как мне повести себя, что я должен знать, что могу предпринять, чтобы улучшить отношения с учительницей по математике… с родителями… с одноклассниками…

3. Ответы на какие стандартные вопросы подготовить и что принести с собой.

А) Практически всегда будет уместна медицинская карта развития ребенка. В ней имеет смысл сделать закладки на вердиктах невролога, особенно важны ранние заключения — первый-третий год жизни.

Б) Если у ребенка есть хронические заболевания, особенно редкие, надо быть готовым ответить на вопросы по поводу их сути, симптомов и течения: психолог далеко не всегда знаком с этими диагнозами, а их наличие может существенно влиять на поведение, самочувствие и самооценку ребенка. Если ребенок постоянно или курсом принимает какие-то препараты (пусть даже от аллергии или запора), об этом обязательно надо сказать.

В) Если ребенок рисует, рисунки всегда уместны.

Г) Если ребенок сам (без вас!) делает какие-нибудь интересные поделки, принесите их фотографии.

Д) Если какое-то специфическое и тревожащее вас поведение ребенка можно заснять на видео, заснимите и принесите. Если вас поразил пост или высказывание вашего ребенка/подростка в открытых соцсетях, сделайте принт-скрин.

Е) Будьте готовы привести конкретные примеры (подробно описать картинки) того, с чем вы обращаетесь. Например, если вы жалуетесь на хамство подростка, то психологу, чтобы разобраться в происходящем, нужна очень подробная картинка типа: «Петя непоздним вечером слушает громкую ужасную музыку у себя в комнате, я вхожу не постучавшись и говорю: ты чего, рехнулся, что ли, убавь немедленно, у меня после работы голова раскалывается, а ты вместо того, чтобы уроки учить и двойки исправлять или хоть чем-то нормальным заняться, слушаешь этот дебилизм… — и тогда он мне отвечает: выйди отсюда и дверь закрой! — а я тогда ему говорю: ты что о себе вообще возомнил, я тебя пою-кормлю…»

Ж) Абсолютно все ресурсы ребенка или подростка — это очень важно. (Ничего не упускайте. Умение шевелить ушами для первоклассника — отличный ресурс.) Если затрудняетесь, посоветуйтесь с домашними, самим ребенком и составьте список, который принесете с собой. Помните: ничего нельзя изменить к лучшему, опираясь на недостатки и недостачу.

Вот вроде бы и все.

Всем — удачного похода к психологу.