Daimler AG заплатит в США штраф за подкуп российских чиновников

Немецкий концерн Daimler AG согласился выплатить штраф в 185 миллионов долларов в обмен на снятие обвинений в подкупе чиновников в России и других странах для получения выгодных госконтрактов

+T -
Поделиться:

Соглашение предполагает, что минюст США прекратит расследование в отношении Daimler по фактам нарушения закона 1977 года (Foreign Corrupt Practices Act), запрещающего компаниям, акции которых торгуются на американских биржах, подкупать иностранных чиновников в обмен на выгодные контракты. Об этом сообщают газеты The Washington Post и The Wall Street Journal.

Подробнее

Согласно 76-страничному представлению прокурора, переданному во вторник в федеральный суд, начиная с 1998 года Daimler регулярно выплачивала вознаграждения государственным служащим в Китае, России, Египте, Греции, Нигерии и еще 17 странах. Гособвинение утверждает, что для сокрытия этих платежей компания использовала сеть из двух сотен офшорных банков. А в своих внутренних отчетах расходы на подкуп чиновников обозначались как комиссии и «необходимые выплаты».

Так, по данным The New York Times, с помощью классического «отката» Daimler получила крупный заказ на поставку пассажирских и грузовых автомобилей Mercedes-Benz российским госструктурам. Покупатель соглашался оплатить машины по завышенным ценам, а переплаченные суммы затем переводились на счета российских чиновников в латвийских банках.

В общей сложности такие «купленные» контракты принесли Daimler 50 миллионов долларов.

По словам источников The Washington Post, по внесудебному соглашению с контролирующими органами США Daimler согласилась заплатить крупный штраф (минюсту будет перечислено 93,6 миллиона долларов, а еще 91,4 миллиона — Комиссии по ценным бумагам, которая вела параллельное расследование в рамках гражданского дела). Вину за нарушение закона взяли на себя две дочерние компании корпорации, работающие в России и Германии. Претензии к материнской структуре снимаются, но специально назначенному судье поручено в течение двух лет наблюдать за тем, избавилась ли компания от «терпимости к коррупции», которая в заключении прокурора признана органичной частью корпоративной культуры Daimler.

Поводом для расследования стала жалоба бывшего аудитора DaimlerChrysler AG. В 2004 году он сообщил Комиссии по ценным бумагам, что был уволен за излишний интерес к банковским счетам Mercedes-Benz в Южной Африке. Сам он позднее уладил конфликт с компанией, однако в США дело не было закрыто. Daimler провела собственное расследование и в отчете за 2005 год сообщила, что обнаружила проведение незаконных платежей в Африке, Азии и Восточной Европе и намерена усилить внутренний контроль.

Нынешнюю ситуацию в Daimler не комментируют до формального урегулирования дела. Судебные слушания по нему назначены на 1 апреля.

Как напоминает The Washington Post, это не первый скандал подобного рода. В феврале один из крупнейших производителей вооружений, британская BAE Systems согласилась выплатить 400 миллионов долларов штрафа после того, как против компании были выдвинуты схожие обвинения в коррупции. А немецкой Siemens пришлось заплатить даже 1,6 миллиарда.

Булат Столяров

   В Германии откаты фактически узаконены. Не для национального рынка, а именно для получения контактов с внешним рынком. Поэтому в ежегодных финансовых отчетах немецких компаний часто можно видеть графу «На удовлетворение государственного фактора в странах…». Отчет Daimler AG каждый год содержит такие строчки. Это не новость, они всегда так делают.

Проблема лишь в том, что это глобальные компании, которые имеют центры капитализации в Америке. Сейчас они платят штраф, потому что выяснились какие-то нарушения американского законодательства. Для немецких же компаний это абсолютно нормально. Им разрешено совершать экспансию на внешние рынки, используя ресурс вознаграждения местных контрагентов. Главное, чтобы это происходило не на территории Германии. И все равно каждый год какая-нибудь немецкая компания попадается. Когда я был журналистом, с большим удовольствием читал отчеты компаний. Часто в них взятки выглядят довольно гипертрофированно, выше национального уровня. И это понятно: доказать ведь невозможно, кому сколько давали.   

Комментировать Всего 10 комментариев

Сейчас много неправительственных антикоррупционных инициатив, которые базируются на соглашении между предпринимателями. Да, если в стране уровень корпоративной культуры и общественного сознания низкий, то со своими высокими стандартами в этой стране бизнес не сделаешь, проиграешь конкурентам и в издержках, и в доступе к контрактам. Но если международные компании здесь уже присутствуют, то есть прецеденты, когда крупные участники рынка объединяются и подписывают соглашение о том, чтобы не прибегать к методам недобросовестной конкуренции.

Постепенно такие вещи начинают работать. Насколько я знаю, такой процесс сейчас идет у производителей медицинской техники и оборудования. Туда входят Siemens, Philips, General Electric и, кажется, Toshiba. Это, мягко говоря, сложная сфера, в ней всегда были и остаются риски. Но мейджоры взялись за то, чтобы прописать свое поведение в этом секторе на нашем рынке. Это пример, как бизнес пытается договориться о допустимых способах поведения на рынке. Это сигнал, что какой-то сегмент нашего рынка уже до этого дозрел. Никакое международное законодательство (которого в этой сфере и не существует) не поможет,  все равно будет применяться национальная юрисдикция. Пока власти, бизнес-сообщество и общественное сознание не дозреют до понимания того, что от таких коррупционных схем больше вреда, чем пользы, ничего происходить не будет.

В Германии откаты фактически узаконены. Не для национального рынка, а именно для получения контактов с внешним рынком. Поэтому в ежегодных финансовых отчетах немецких компаний часто можно видеть графу «На удовлетворение государственного фактора в странах…». Отчет Daimler AG каждый год содержит такие строчки. Это не новость, они всегда так делают.

Проблема лишь в том, что это глобальные компании, которые имеют центры капитализации в Америке. Сейчас они платят штраф, потому что выяснились какие-то нарушения американского законодательства. Для немецких же компаний это абсолютно нормально. Им разрешено совершать экспансию на внешние рынки, используя ресурс вознаграждения местных контрагентов. Главное, чтобы это происходило не на территории Германии. И все равно каждый год какая-нибудь немецкая компания попадается. Когда я был журналистом, с большим удовольствием читал отчеты компаний. Часто в них взятки выглядят довольно гипертрофированно, выше национального уровня. И это понятно: доказать ведь невозможно, кому сколько давали.

Интересно, наши правоохранительные органы считают такие заявления достаточным основанием для возбуждения уголовного дела? Вычислить кто конкретно получил взятку - не сложно, просто надо знать время когда это было и выяснить кто в тот момент принимал решения.

Насколько я понимаю, после истории с Siemens никто не понес ответственности за взятки, по крайней мере ничего не было об этом в открытых источниках 

А фамилии в их отчетах фигурируют? Ведь если нет фамилии, но есть название организации, то эти взятки и впрямь можно рассматривать как комиссию или скидку.

В этой турнирной таблице министерство обороны как-то блекло выглядит. А последние 2 участника - это города или имеется в виду администрация городов? Кому в данном случае вручалась взятка и за что?

Честно говоря, политика двойных стандартов со стороны иностранных компаний порядком задолбала. Эти люди  в европарламенте клеймят всех и вся, кто не уважает или не исполняет все мыслимые и немыслимые требования трудового, экологического и прочего законодательства. Но не считают  зазорным предлагать взятки моим инженерам при заказе оборудования. И причем, предлагать очень  и очень активно. Создавая недобросовестную конкуренцию и коррупируя и разрушая корпоративные стандарты компании - партнера. Следующий раз буду привлекать их к ответственности, эти толстых бюргеров с честными глазами и продажной совестью.

В большинстве стран подобные расходы можно даже отнести на себестоимость.

А говоря о немецких компаниях и их ответственных лицах, я много раз встречал руководителей уважаемых немецкий инвестиционных учреждений, которые откровенно намекали на необходимость учесть все интересы при приобретении ими объектов недвижимости.

Для немцев это в порядке вещей.

Самое забавное для меня в этой истории - то, что в США расследовать это дело будет Луи Фри, бывший глава ФБР, человек, который годами выстраивал на "Даймлере" по всему миру систему compliance на "даймлеровские" же миллионы. Даже в Россию в свое время приезжал, всё проверял. И сейчас получит деньги за работу с другой стороны. Вот что значит бизнесмен.

Дело, похоже, все-таки придется завести

Материалы антикоррупционного расследования, которое проводил минюст США в отношении автоконцерна Daimler, наконец дошли до российской Генпрокуратуры. Это подтверждают источники «Ведомостей», в отличие от официальных представителей ведомства.  Как говорится в сопроводительном письме минюста США, переданные российским властям документы общедоступны: это информация о выдвинутых против Daimler обвинениях, соглашение об отсрочке уголовного преследования концерна, соглашение о признании вины ЗАО«Мерседес-Бенц рус», информация о выдвинутых против Daimler Export and Trade Finance AG обвинениях, судебные решения по этим делам.

По данным газеты, после того как получены официальные документы, согласно УПК в течение 10 дней руководитель следственного органа обязан принять решение о возбуждении уголовного дела или признать, что для этого нет оснований. В крайнем случае срок проверки может быть продлен до месяца. По словам источников, в  американских документах нет конкретных имен или номеров счетов, более подробная информация будет предоставлена российским правоохранительным органам, если те подтвердят серьезность своих намерений.