Фото: Evgeniy Ivanov/Unsplash
Фото: Evgeniy Ivanov/Unsplash

До революции речные трамваи возили пассажиров в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и ряде других городов. Поскольку владельцем всех подобных линий было Финляндское общество легкого пароходства, в народе пароходики стали называть «финляндчики» или даже «фильянчики».

В Москве же речные трамваи появились только в 1923 году, и назывались уже не «фильянчики». 1920-е и 1930-е годы были, как известно, временем огромных надежд и гигантских проектов, и реконструкция московского транспорта стала только одним из них. К 1933 году по реке Москве бегали более 70 судов, каждый из которых брал на борт от 40 до 100 пассажиров. Маршруты были длинными — от Дорогомиловского моста до Автозаводской, до первого советского автомобильного завода АМО. После войны, когда в Москве уже открылись несколько линий метро, речной транспорт «усилили» скоростными судами на подводных крыльях. В народе их называли «ракетами», и они со свистом носили москвичей как на внутригородских, так и на пригородных линиях. Если пройти пешком от Химок вдоль канала им. Москвы в сторону области, можно увидеть несколько заброшенных причалов для таких «ракет», когда-то возивших москвичей на дачи в район Клязьмы и Пироговского водохранилища. Со временем, когда соперничать по скорости транспортировки с метро речные трамваи больше не могли, популярностью стали пользоваться короткие внутригородские маршруты. В 1980-е и 1990-е было удобно проехать остановку или две от парка Горького до Ударника или от Краснохолмского моста до Зарядья. 

К 2003 году в Москве оставались несколько рейсовых маршрутов теплоходов на севере столицы. Классические суда типа «Москвич» возили пассажиров от Крылатского до причала Кутузовский и от Северного речного вокзала к причалу Захарково. Скоростные теплоходы «Ракета» работали на маршруте Северный речной вокзал — причал Тишково и Северный речной вокзал — причал Черная речка. В 2006 году последние рейсовые маршруты были закрыты, и более чем на десятилетие Москва лишилась своих любимых «речных трамвайчиков». Однако в 2019 году рейсовые речные маршруты в Москву возвращаются благодаря речному флоту судоходной компании «Рэдиссон Ройал» — цветочной флотилии новых ярких трамвайчиков, которые будут раз в полчаса ходить по Москве-реке от гостиницы «Украина» до Новоспасского моста, начиная с 11:00. В час пик воспользоваться речным транспортом будет не просто приятно — это может также сэкономить время. К тому же все восемь причалов, на которых речные трамвайчики будут делать остановки, расположены в старых московских местах с интересной историей.

Причал возле гостиницы «Украина»

Этот высотный дом, построенный в 1953–1957 годах по проекту архитекторов Аркадия Мордвинова, Вячеслава Олтаржевского и главного конструктора Павла Красильникова, является одной из знаменитых «сталинских высоток». Если нужно понять, что такое «сталинский ампир» как стиль, достаточно внимательно рассмотреть это здание. Высота центрального из трех корпусов — 206 метров с учетом 73-метрового шпиля, вверху расположены рестораны с прекрасным видом на Москву. Гостиница расположена в начале Кутузовского проспекта. Это историческая местность, связанная со знаменитым «советом в Филях» во время войны с французами — недалеко отсюда Кутузов совещался со своим штабом, решая, отступать из Москвы или оборонять ее до последнего.

Причал у Киевского вокзала

Киевский вокзал — один из самых старых в Москве, он строился с 1914-го по 1918 год. Архитектурный проект — И. И. Рерберга. Когда-то здесь была Дорогомиловская застава: жандармы на въезде в Москву проверяли граждан, ехавших со стороны Можайска и Смоленска и дальше с Запада — из Литвы и Польши. Именно по этой, старой Смоленской дороге, на Москву наступали войска Наполеона. На Киевском вокзале находятся одни из трех сохранившихся в Москве механических часов (помимо тех, что на Спасской башне, и часов на Центральном телеграфе). В этом году часам исполняется 102 года, два раза в день их заводят специальные часовщики. У Киевского вокзала снимался один из первых советских фильмов — «Путевка в жизнь» и классический фильм брежневской эпохи «Дайте жалобную книгу».

Лужники

Когда-то здесь были заливные луга, где пасли царских лошадей. Впервые «у города луг Великий за рекою» упомянут в духовном завещании Дмитрия Донского в 1389 году. А в 1524 году рядом с Лужниками был основан Новодевичий монастырь, быстро ставший «придворным» монастырем — в нем постригались в монахини члены царской семьи. Однажды за воротами монастыря вместе со своей овдовевшей сестрой укрывался будущий царь Борис Годунов. Бояре и народ трижды приходили под стены монастыря умолять его царствовать. При СССР здесь построили стадион, в 90-е Лужники превратились в огромную ярмарку, где продавали товары со всего света, а сегодня, после реконструкции, это один из самых современных стадионов мира.

Воробьевы горы

Причал у одного из знаменитых Семи холмов, на которых стояла древняя Москва — высокого правого берега Москвы-реки напротив Лужников, который поднимается над водой на 80 метров. Это одно из самых красивых мест Москвы, природный парк, где сохранился нетронутый лес и три старых пруда. Отсюда открывается потрясающая панорама города. Название холм получил по имени бояр Воробьевых, которым еще в XIV веке принадлежало село, расположенное на его вершине — там, где сейчас стоят здания МГУ. При этом раскопки показали, что люди селились на Воробьевых горах еще в I тысячелетии до н. э., в железном веке. Остатки села Воробьева можно было видеть на территории МГУ до 1956 года.

Парк Горького

Еще один интересный проект ранних советских лет. Планировку партерной части парка делал архитектор-авангардист Константин Мельников. Парк был открыт в 1928 году и получил имя Максима Горького еще при жизни писателя, а в 2011 году прошел комплексную реставрацию. Сегодня общая территория парка составляет более 219 гектаров, и в него входят Нескучный сад — бывшая усадьба князей Трубецких, выкупленная у них казной в 1826 году, Воробьевы горы и Музеон. Это одно из любимых мест отдыха москвичей.

Большой Каменный мост

На обороте титульной страницы российского паспорта панорама Кремля изображена именно с Большого Каменного моста. Когда-то мост к Кремлю был наплавным, из связанных вместе бревен. Первый каменный мост тут начали строить в 1643 году по приказу царя Михаила Романова и проекту специально назначенного мастера из Страсбурга Ягона Кристлера. Строили мост более 40 лет, и на работы потратили столько денег, что о дороговизне чего-либо говорили: «Дороже Каменного моста!» Нынешний мост построен в 1938-м, и на его решетках сохранилось изображение старого советского герба Москвы — статуя Свободы внутри пятиконечной звезды.

Зарядье

С реки Зарядье можно увидеть в уникальном ракурсе: петля нового «моста для селфи» над Москвой-рекой, холм и старые церкви за ним. Этот район, история которого ведется с XIV века, видел и Английское посольство, и торговые дворы во времена Ивана Грозного, и главную советскую гостиницу «Россия» (с 1967 по 2006 год). В  2017 году здесь был открыт ландшафтный парк с интерактивным музеем.

Новоспасский мост

Проплывая под этим мостом, надо обязательно посмотреть вверх, на его арки и перекрытия. Ведь Новоспасский, соединяющий площадь Крестьянской заставы и район Павелецкого вокзала, является одним из двух самых старых мостов в столице (наряду с Бородинским мостом). Название он получил в честь расположенного рядом Новоспасского монастыря. С широкого причала у Краснохолмской набережной рядом с мостом открываются потрясающие виды Замоскворечья и Таганки, включая старинное Крутицкое подворье и храм Сорока Мучеников Севастийских.