По словам главы департамента организации и контроля Минюста Андрея Чумакова, такое решение принял заместитель генерального прокурора России. Чиновник добавил, что фонд включили в реестр в соответствии с законом «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан».

Нежелательные организации:

Закон о нежелательных иностранных и международных организациях действует в России с мая 2015 года. В этот список могут попасть объединения, которые «угрожают основам конституционного строя России, обороноспособности или безопасности государства». За их работу предусмотрены штрафы до 100 тысяч рублей. Если организацию за год оштрафуют дважды, ее руководителям грозит от двух до шести лет тюрьмы.

В апреле 2017 года Генпрокуратура признала «нежелательной организацией» британские OR (Otkrytaya Rossia) и Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия»), а также Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России») из США.

Почему это важно:

В 2019 году российские власти завели первое уголовное дело за участие в работе нежелательной организации. Обвиняемой стала активистка «Открытой России» Анастасия Шевченко. На момент задержания у нее была 17-летняя дочь, которая жила в интернате для детей с особенностями развития. 29 января Ростовский областной суд оставил ее мать под арестом, несмотря на просьбы избрать другую меру пресечения, чтобы Шевченко могла ухаживать за дочерью. Затем девочку госпитализировали, на следующий день она умерла в реанимации.

В мае 2019 года обвинение предъявили бывшему координатору отделения движения «Открытая Россия» в Краснодаре детскому хирургу Яне Антоновой. Незадолго до этого ее оштрафовали за публикацию видеоролика о нехватке школ в Краснодарском крае — его признали материалом «нежелательной организации».