Фото: Пресс-служба ММПФ
Фото: Пресс-служба ММПФ

Ɔ. Молодых предпринимателей вдохновляют истории успеха крупных компаний, выросших из экспериментальных проектов, таких как Apple или Facebook. Какие, на ваш взгляд, самые успешные стартапы появились в России за последние пару лет?

Я бы назвал компанию Skyeng, которая занимается онлайн-обучением английскому языку. Успешные примеры есть и среди бизнесов, которые можно назвать стартапами внутри больших компаний, например «Юла» или Pandao внутри Mail.ru Group.

Ɔ. Что бы вы посоветовали предпринимателю, который хочет сделать свой стартап привлекательным для инвесторов?

Мои советы опираются на критерии, которыми инвесторы руководствуются при выборе проектов для финансирования. Во-первых, делайте бизнес на большом рынке — маленький, локальный рынок ограничивает возможности для инвестиций. Во-вторых, соберите сильную команду, в которой каждый участник будет дополнять другого, недостатки одних будут покрываться достоинствами других, и наоборот. В-третьих, залог успешного стартапа — наличие прототипа или существующего продукта, который можно показать инвестору. В России инвесторы практически не вкладываются в проекты на стадии идеи, если только речь не идет о каком-то звездном предпринимателе, который уже основал несколько успешных бизнесов.

Ɔ. Как стать успешным инвестором? Развивать профессиональную интуицию?

Чутье и интуиция иногда могут быть полезными, но они же могут сыграть с вами злую шутку. Чтобы быть успешным инвестором, нужно пропустить через себя тысячи проектов и постоянно сравнивать альтернативы. Иначе вы просто не сможете оценить показатели эффективности, прибыльности стартапа и выбрать лучший объект для инвестиций.

Ɔ. Как понять, нужно ли привлекать венчурный капитал для реализации проекта или же можно обойтись банковским займом?

Все зависит от типа проекта и его потенциального размера. Если проект имеет возможность вырасти в существенный бизнес — такой, который сможет в России приносить как минимум миллиард рублей выручки в год, — нужно привлекать инвесторов, бизнес-ангелов, затем посевные, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций и так далее. Если бизнес-идея локальная и ограничена размерами рынка — например, предприниматель хочет открыть три палатки по продаже мороженого в парке, — то логичнее взять заем. При этом я бы не советовал предпринимателям брать займы на неприбыльный бизнес под личное поручительство, потому что это все-таки стартапы, а, как известно, выживаемость стартапов достаточно низкая.

Ɔ. Какие навыки необходимы начинающему предпринимателю?

Коммуникативные, навыки общения, так называемые софт скиллс. В них входит все: от ораторского мастерства и навыка публичных выступлений до умения вести переговоры, в том числе жесткие, и работать в команде. В России, к сожалению, практически нет курсов, где учат правильно общаться, и зачастую именно этих прикладных навыков не хватает выпускникам российских вузов.

Российское образование в большей степени ориентировано на фундаментальные знания. Оно дает аналитическую базу, с которой в дальнейшем можно идти в любую профессию. Я окончил бакалавриат в Высшей школе экономики, а затем уехал в бизнес-школу в Бельгии. И как раз там получил практические навыки, софт скиллс. Мне кажется, эти две программы отлично работают именно в связке. 

Ɔ. Можете вспомнить свои самые жесткие и рискованные переговоры, когда вам приходилось идти ва-банк?

Я каждый день сталкиваюсь с достаточно жесткими переговорами, это моя работа. Сложные переговоры — это когда я договариваюсь о приобретении бизнеса с его основателями, для которых этот проект — дело всей жизни. И от того, договоримся мы или нет по каким-то пунктам, зависит, можно сказать, их дальнейшая судьба. Еще сложнее, если приходится вести переговоры с предпринимателями другой ментальности. С китайскими коллегами иногда бывает очень сложно, у них действительно другая культура переговоров. Но в целом любой переговорной культуре присуща общая бизнес-логика, поэтому договориться можно со всеми и обо всем.

Беседовала Ксения Праведная