Фото: Tim Jamieson/Unsplash
Фото: Tim Jamieson/Unsplash

Первое, о чем нужно знать каждому человеку, приезжающему в Китай, — существование Великого китайского файрвола, или «Золотого щита». Это информационный барьер, блокирующий доступ населения ко многим западным интернет-ресурсам на территории материкового Китая. Многие иностранцы, впервые посещая Поднебесную, не понимают масштаба этого явления: все  привычные приложения и сайты — Instagram, Facebook, Twitter, YouTube, Netflix, WhatsApp, Википедия и так далее — заблокированы, без специальной VPN-программы недоступен даже Google. 

В первые дни без всего этого можно прожить, хотя ситуация и кажется странной: 5G есть, а доступ в интернет ограничен. Привычка «залипать» перед сном в инстаграме или смотреть видео на YouTube просто исчезает. Найти аналоги заблокированных сайтов или социальных сетей без знания китайского языка сложно. Сначала кажется, что оно и к лучшему: жизнь наконец-то «выходит» из телефона в реальный мир. Остается только одна проблема: из-за неработающих мессенджеров невозможно связаться с близкими.

VPN для VPN

На какое-то время решением вопроса становится VPN. Но бесплатные приложения постоянно блокируют, программное обеспечение нужно покупать. Как бы иронично это ни звучало, в Китае для покупки VPN нужен VPN. Но даже здесь есть свои подводные камни. Во-первых, программа «ест» много трафика, из-за нее быстро садится телефон и часто пропадает сеть. Во-вторых, легально купленным VPN можно пользоваться только индивидуально. Если человек раздает логин и пароль друзьям, власти могут обнаружить незаконную активность, и за этим последуют неприятности. 

Абсолютно реальная история. Моя близкая подруга-китаянка как-то одолжила мне свой логин и пароль. Это был премиум корпоративный VPN с неограниченным доступом. Ей этот пароль тоже кто-то дал «по секрету». И так эта цепочка росла в течение пары месяцев, пока активность не привлекла внимание властей. В итоге аккаунт заблокировали, а первоначального пользователя депортировали — этим человеком оказался американский студент, которому логин и пароль выдал университет на время стажировки.

Мессенджеры

В России вся моя жизнь была сосредоточена в мессенджерах. Из-за их блокировки первое время сложно выходить на связь с родными и следить за новостями. Но, по правде говоря, спустя небольшое время становится понятно, что китайский WeChat и QQ (must have для любого, кто собирается в Китай) намного удобнее и функциональнее. В России вечная проблема: чем пользоваться? На моем смартфоне не меньше пяти мессенджеров: с родителями я переписываюсь в WhatsApp, с друзьями и коллегами либо в ВК, либо в Telegram, с иностранными знакомыми в Instagram, Facebook Messenger, WeChat. От такого количества приложений в какой-то момент голова идет кругом. В Китае этой проблемы нет: чем бы ты ни пользовался, в какой бы соцсети ни сидел, в конце концов все твое общение сводится к WeChat. Имея всего лишь одно приложение, можно переписываться, расплачиваться за покупки, подписываться на группы, смотреть новости и публиковать фотографии.

Однако иностранец, проживший на территории КНР минимум полгода, в какой-то момент начинает чувствовать себя запертым в клетке — сложной модели закрытой информационной реальности, в которой существует почти 1,4 миллиарда человек. 

Медиакратия

Все, что здесь нужно знать о медиакратии: «медиа» — СМИ, «кратос» — власть. Многочисленные исследования, доказывающие реальность «власти СМИ» и манипулирование общественным мнением в Китае, теряют смысл в тот момент, когда обычный пользователь заходит на любой китайский информационный портал и видит все своими глазами. Здесь нужно объяснить, как вообще устроены китайские СМИ. Как правило, их деятельность регулируется властями, они поддерживают официальную идеологию и реализуют поставленные правительством задачи. Пекин скупает новостные агентства и «вербует» иностранных журналистов, чтобы все они положительно рассказывали о Китае. Манипулирование общественным мнением посредством СМИ — главная цель информационной политики Китая. Надзор за контентом новостных сайтов осуществляют более десяти государственных органов, среди них — Отдел пропаганды ЦК КПК и Главное госуправление по делам радио и телевидения. Например, вот так выглядят главные страницы четырех крупнейших медиаплатформ страны: People's Daily, China Daily, Xinhua News и Global Times.

 Фото: Скриншот
Фото: Скриншот

Даже не зная китайского языка, легко заметить, что первая новость на все четырех ресурсах как-то связана с председателем Си Цзиньпинем. Судя по радостному выражению его лица, новость приятная. Это основное негласное, но обязательное правило китайских СМИ — Си Цзиньпинь должен быть хедлайнером в любой повестке дня. Неважно, что происходит в мире, первая новость, цепляющая взгляд, должна быть связана с деятельностью председателя Коммунистической партии. Чаще всего деятельность позитивная и направленная на формирование положительной картины происходящего в стране. В данном случае речь идет о посещении Си Цзиньпинем ключевого объекта культурного наследия — гротов Могао в Дуньхуане (провинция Ганьсу).

Апофеозом «продвижения» и создания позитивного имиджа Си Цзиньпиня является отдельная рубрика издания China Daily под названием Xi’s Moments. На сайте можно найти абсолютно все новости, связанные с председателем компартии, фразы дня, скачать написанные им книги, посмотреть инфографику, отражающую деятельность правительства, и многое другое. Здесь можно также заметить интересную параллель с мессенджером WeChat, в котором есть вкладка «Моменты», где пользователи могут рассказывать о происходящем в их жизни. Обратите внимание, насколько отличаются интерфейсы международной версии рубрики и китайской.

На радио и телевидении тоже множество примеров манипулирования. Самый яркий из них — знаменитая «бегущая строка», олицетворяющая основные ценности жителей Поднебесной. «富强、民主、文明、和谐、自由、平等、公正、法治、爱国、诚信、敬业、友善» — богатство и могущество, демократия, культура и образование, гармония, свобода, равноправие, справедливость, верховенство права, любовь к стране, честность, преданность работе, дружба». Этот список можно увидеть и услышать буквально везде: не только по телевизору и радио, но и на экранах в автобусе и метро, на баннерах в городе и даже в туалете Всемирного финансового центра в Шанхае.

Феномен медиакратии в Китае далеко не ограничивается этими двумя примерами. Их вполне достаточно, чтобы рано или поздно начать верить в Китайскую мечту.

Цензура везде и всегда

В Китае социальные сети являются не просто коммуникационными каналами, они задействованы в передаче «нужной» информации населению и строго контролируются правительством. Пока мы боремся за то, чтобы Павел Дуров не отдавал ключи от телеграма и возмущаемся, что за пост в фейсбуке могут арестовать, в другой стране люди пополняют словарь неологизмов и эвфемизмов, чтобы шифровать в сообщениях то, о чем лучше молчать. Например, если аккаунт китайца был заблокирован, он никогда не скажет «меня забанили», он скажет «я прибыл в гармонии». Это выражение появилось после того, как в многочисленных статьях о китайском Файрволе стала появляться фраза «СМИ и гармония».

Фото: Min G/Unsplash
Фото: Min G/Unsplash

Пользуясь китайскими соцсетями и мессенджерами, всегда нужно помнить: если не хотите быть депортированным или оказаться в секретной китайской тюрьме, никогда ни при каких обстоятельствах не обсуждайте политику, организацию «Фалуньгун», любые движения за независимость, коррупцию и тибетских лам. Сочетания слов отслеживаются и контролируются на нескольких языках, ни к чему не обязывающая беседа может обернуться вынужденной встречей с представителями закона.

Еще одна не менее реальная история: этой зимой мой аккаунт был заблокирован без возможности восстановления. Причиной стала моя переписка с коллегами о конференции на тему «Борьба с незаконным оборотом опиатов из Афганистана».

Потеря интереса

Из-за отсутствия доступа к западным информационным каналам и соцсетям и постоянной фильтрации рано или поздно перестаешь интересоваться новостями и буквально отстаешь от текущих трендов. Конечно, большинство известных новостных агентств мира по-прежнему в открытом доступе, если действительно интересуешься повесткой дня и знаешь английский, то проблемы не будет — BBC  можно открыть всегда. Кто ищет, тот найдет. Но среднестатический молодой человек в наши дни почти всю информацию получает из соцсетей и Википедии. И в какой-то момент их отсутствие начинает сказываться. Понимание происходящего в мире никуда не уходит, но отсутствие мелочей, формирующих общий взгляд на мир, таких как посты людей, за которыми ты следишь в соцсетях, быстрый обмен сообщениями с друзьями по WhatsApp и Telegram, просмотр актуальных видеороликов на YouTube, со временем выбивает человека из привычной реальности. Постепенно это провоцирует потерю интереса к происходящему.

Чтобы немного разбавить эту мрачную картину, стоит сказать, что на каждый западный интернет-ресурс приходится несколько китайских копий, которые работают ничуть не хуже. Сами китайцы уже давно научились обходить блокировки сайтов и цензуру и не обращают внимания на манипулирование СМИ. Все минусы информационной политики Китая в полной мере ощущают только иностранцы, которые приезжают сюда учиться, работать или просто путешествовать, а возвращаясь на родину, попадают под мощную лавину информации, к которой не было доступа в Поднебесной.