Фото: Пресс-служба фестиваля
Фото: Пресс-служба фестиваля

Реклама

Виталий Быков, организатор фестиваля, соучредитель креативного агентства REDKEDS, куратор секции «Реклама»

За последнее время сфера рекламы сильно изменилась. Появилось разделение на диджитал-агентства, креативные агентства и ивент-агентства. Если раньше web-студия и дизайн-агентство могли быть одной и той же компанией, то сейчас есть сильная дифференциация. 

Рынок сильно стагнирует, при прежнем количестве денег игроков на нем стало больше. Поэтому маржинальность проектов и прибыль в креативных агентствах сильно уменьшились. Столичные агентства стали все чаще работать «в белую». Это тоже повлияло на прибыльность агентств — она сильно упала, а бюджетов от клиентов больше не стало.

Реклама очень сильно зависит от экономики. Если падает покупательская способность, то клиенты, бренды, начинают экономить на маркетинге, чтобы увеличить свою прибыльность. Соответственно, креативные агентства меньше зарабатывают. Клиенты больше смотрят на перфоманс-маркетинг, когда сейчас заплатил и тут же получил отдачу. В меньшей степени вкладывают в имиджевые проекты. И если за рубежом креативный бизнес развивается и имиджевых проектов довольно много, то в России их доля сокращается. Клиенты не готовы платить за имидж.

Игры и киберспорт 

Роман Горошкин, представитель компании Epic Games и куратор секции «Игры»

Говоря об индустрии игр, надо разделять разработку и оперирование.

Инструменты для разработки становятся все доступнее, а многие из них и вовсе бесплатны для независимых любителей и небольших студий. Программы поддержки разработчиков также начинают приносить плоды: из ИТМО, ФКН ВШЭ, ДВФУ и Scream School выходят как готовые студенческие проекты, так и специалисты, которых нанимают ведущие компании-разработчики.

Существенно и стабильно растет сообщество энтузиастов, которые устраивают короткие встречи-знакомства — митапы — и мини-конференции в Москве и в регионах. В целом активность со стороны игровых разработчиков показывает рост индустриальной осознанности не только компаний, но и специалистов, понимающих, что их ценность на рынке напрямую зависит не только от навыков, но и от публичности.

Новые технологии, безусловно, влияют на планы и перспективы, но на сегодняшний день ни VR (виртуальная реальность), ни AR (дополненная реальность), ни стриминговые решения, как уже запущенная GeForce Now от NVIDIA или только представленная Stadia от Google, не оказывают существенного влияния на сложившиеся рынки и платформы. Подавляющее большинство прибыли по-прежнему приносят игры на мобильных устройствах, ПК и консолях.

Лично мне кажется, что следующим рывком в развитии игр станут VR и иммерсивные дополнительные контроллеры и аксессуары. Каждый хочет попасть в мир из фильма «Первому игроку приготовиться». Не зря крупнейшие компании работают над голосовыми помощниками, шлемами и очками виртуальной и дополненной реальности, костюмами и контроллерами с обратной связью.

Архитектура

Степан Бугаев, основатель студии «Точка дизайна» и сервиса Flatplan, куратор секции «Архитектура и дизайн интерьеров»

На мой взгляд, на данный момент у рынка архитектуры две большие задачи.

Первая — задача высоких достижений: проектирование таких сложных масштабных проектов, как парк «Зарядье», мостов, высоток, небоскребов или сотрудничество известных бюро между собой.

Вторая — гражданская архитектура. Здесь задача архитектора немного сместилась от внешней красоты в сторону комфорта. Проекты отличаются друг от друга, архитектору важно создать собственный почерк. И финальный продукт — это не только красивый дом, а прежде всего комфортная среда для жизни конкретного человека.

Качество стало значительнее выше, требования и конкуренция тоже высокие. Каждый продукт во многом лучше, чем был десять лет назад. Простора для творчества стало больше — стали доступны любые полимерные материалы, фасадные решения, технологии. То же самое сейчас происходит в ресторанном бизнесе: в недорогих заведениях можно вкусно поесть, например, попробовать устрицы. Соответственно, дорогие интерьерные решения, окна, кондиционеры, фасадные композиции известных дизайнеров могут быть доступны в простом комфорт-классе.

Развивается BIM (Building Information Modeling — технология создания виртуальной копии здания. — Прим. ред.). Это радует и говорит о том, что мы идем в ногу со временем, как и наши иностранные коллеги.

Музеи

Дмитрий Барсенков, замруководителя Музея русского импрессионизма и куратор секции «Музеи»

В музейный мир приходят технологии из самых разных сфер и индустрий, например, из рекламной, экспозиционной, маркетинговой, коммуникационной и так далее. Представители этих областей находят себя в том числе и в музейном мире и позволяют художникам делать проекты, которых раньше не было. И как раз благодаря таким проектам в музеи идут люди, которые раньше туда не ходили. В целом посещаемость в музеях растет очень быстро. По крайней мере, качественных музеев, которые делают интересные выставочные проекты. Я думаю, что ключевой фактор — включение музея в контекст современной жизни и за счет этого — вовлечение в музейный мир все новых и новых людей.

Предполагаю, что с ростом осведомленности о том, что такое музеи, что они умеют, а для чего не предназначены, люди будут более качественно и эффективно использовать их в своих интересах, в том числе образовательных.

Театр

Федор Елютин, театральный продюсер и куратор секции «Театры»

Традиционный театр в России — структура малоподвижная, сложная, завязанная на госфинансирование и далеко не гибкая. Намного более интересен независимый театр. Я ищу спектакли, которые мобильны, эффектны и которые можно назвать «смарт» — для аудитории, которая не ищет готовых решений, а хочет получить пищу для размышлений. Я ищу такие спектакли на фестивалях по всему миру. За последние пять лет государственная модель никак не поменялась, кроме незначительных поправок в законе. В нашем случае в ход идут средства от партнеров и продаж билетов.

Сейчас и в Москве, и в мире происходит самый настоящий бум независимых театров, поскольку никто не хочет работать по государственной модели. За границей театр как культурную институцию поддерживают намного чаще, но в целом фон позитивный: театр сейчас является трендом.

Мне больше всего интересны люди, которые в театр не ходят и которые не заметили, как он изменился за последнее время: мы стараемся «заманить» их, показать, что самые разные непривычные, новаторские проявления, иммерсивные и интерактивные спектакли — это тоже театр. Смотреть в сотый раз постановку «Гамлета» никому не интересно, будущее — за новыми художниками, жанрами и формами.

Современное искусство 

Елена Ищенко, куратор ЦСИ «Типография» и секции «Современное искусство»

Воспринимать современное искусство как индустрию мне довольно сложно, потому что его глобальная цель, вернее, цель институций, существующих вокруг современного искусства,  — это все-таки не извлечение прибыли или увеличение оборота товаров и услуг (хотя галеристы и те, кто непосредственно работает в сфере арт-рынка, наверное, могли бы со мной поспорить). Современное искусство — это производство смыслов и ценностей, оно способствует критическому мышлению и обсуждению сегодняшней ситуации, прошлого и будущего, оно должно работать не во имя прибыли, но равенства и социальной справедливости. 

Если говорить об изменениях, которые происходят в последние годы с современным искусством в России, то можно отметить тенденцию к более глубокому исследованию происходящего в регионах, за пределами Москвы. Единственная госпремия в области современного искусства переехала в Нижний Новгород, музей «Гараж» в будущем году проведет вторую триеннале современного искусства в России, а самая интересная биеннале проходит отнюдь не в Москве, а в Екатеринбурге — она открывается 12 сентября. В регионах происходит очень много важных и интересных процессов, там много прекрасных художников, но зачастую они незаметны. Теперь эта ситуация меняется.

Поскольку современное искусство, как, в общем, и многие другие сферы культуры, едва ли может окупать себя, хочется отметить нехватку бюджетов. В первую очередь она остро ощущается в регионах. Локальный бизнес только начинает включать современное искусство в сферу своей социальной ответственности, а местные муниципальные бюджеты по-прежнему предпочитают вкладывать деньги в народные танцы.

Подготовил Иван Кривалов