Чтобы избежать повторения ситуации с нефтепроводом «Дружба»*, Шрёдер посоветовал Медведеву: 

  • Не передавать «Транснефти» контроль над всеми пунктами приема нефти (большинство из них частные) в магистральные нефтепроводы, а нанимать независимых инспекторов;
  • Не подмешивать загрязненную хлорорганикой грязную нефть к чистой перед ее дальнейшей поставкой на российские нефтеперерабатывающие заводы и в Европу;
  • Ужесточить стандарты содержания хлорорганики в нефти с шести до одного ppm (parts per million — частей на миллион).

«На территории Польши и Германии, как и в России, сохраняются значительные объемы суррогатной смеси, что создает как экологические риски, так и экономические проблемы для всех участников рынка», — говорилось в сообщении «Роснефти».

Советник главы «Транснефти» Игорь Демин ответил, что:

  • Услуги независимых компаний по контролю качества нефти будут на порядок дороже услуг монополии. Но расходы могут взять на себя нефтяные компании; 
  • Шредёр может быть не осведомлен о том, что сама «Роснефть» в 2018–2019 годах сдавала в систему трубопроводов нефть с содержанием хлоридов до восьми ppm, а ее заводы рассчитаны на переработку даже более «жесткого» сырья.

Что за этим последовало:

В «Роснефти» заявили, что комментарий Демина не только «неприемлемый и неуважительный по форме», но и «неадекватный». Нефтяная компания обвинила транспортную монополию в том, что вместо ответов на вопросы о причинах произошедшего на трубопроводе «Дружба», она занимается «публичным шельмованием» конструктивных предложений Шрёдера.

В итоге глава «Роснефти» Игорь Сечин потребовал, чтобы «Транснефть» извинилась за высказывания Демина.

«В ответ я хочу сказать только одно: если они нормальные и воспитанные люди, то в первую очередь руководитель “Роснефти” должен дать указания своему пресс-секретарю Михаилу Леонтьеву, который публично, официально постоянно посылает всех в непотребное место, извиниться перед теми, кого он туда посылает», — отреагировал глава «Транснефти» Николай Токарев.

Токарев обвинил «Роснефть» в том, что компания вовлекает немецких коллег в конфликт и организует митинги на нефтеперерабатывающих заводах («Роснефти» принадлежит контрольный пакет НПЗ в немецком Шведте).

По поводу требования по снижению содержания хлорорганики в нефти, глава «Транснефти» сказал, что «Роснефть» блефует. Он подчеркнул, что в экспортной нефти показатели содержания хлорорганики в пределах 2,5–3 ppm — «это совершенно нормальный нормативный показатель».

«Все разговоры о том, что нормы нужно снизить до одного ppm — пусть они сначала обеспечат этот уровень, а мы посмотрим, как у них это получится», — заключил он.

Реакция Кремля:

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль не будет вмешиваться и реагировать на публичный спор компаний, так как это не их прерогатива.

* В апреле в Беларусь по трубопроводу «Дружба» поступила нефть с содержанием хлорорганических соединений, превышающих норму в десятки раз. Беларусь, Германия, Польша и Словакия временно отказались принимать российское сырье. 

Прокачка сырья возобновилась в мае. С этого момента между «Транснефтью» и «Роснефтью» начались споры. Обе компании понесли крупные убытки.