Иллюстрация: Мария Аносова
Иллюстрация: Мария Аносова

Я считаю проблему недореализованности 40–50-летних большой потерей российской экономики. Резкая технологическая турбулентность выкинула на рынок труда огромное количество умных, дееспособных еще лет 25, но уже «устаревших» людей. Свою роль сыграло время — было «не до мечт», а потому сейчас в профессии много «сбитых летчиков», которые стартанули не там, где были талантливы. В Европе эту проблему решают через переобучение или институт советников-менторов. У нас другая атмосфера — списать человека проще, чем помочь.

Мы продолжаем наш большой проект «Недореализованные». Это несколько десятков историй разных людей за 40: успешных и не очень, звезд и не очень. В конце каждой — план реальной «альтернативной карьеры»: что они могут сделать сейчас, чтобы получить профессию, которую хотят. 

За истории отвечает журналист Иван Сурвилло, рекомендации по альтернативной карьере даю я.

Если вы хотите принять участие в проекте, напишите на [email protected] — и Иван с вами свяжется. Нас интересуют истории успешной смены карьеры (совсем не обязательно звездной) и ощущение недореализованности — в этом случае мы будем помогать выбираться.

Единственное условие — анонимно нельзя, но бережность в обращении гарантируем.

Я заканчивала филологический факультет и совершенно не понимала, куда идти работать. Как раз в это время вышел роман Пелевина «Generation „П“» — я его прочла и сразу поняла, кем хочу быть, прямо-таки настольная и путеводная книга моя стала. Пошла копирайтером в одно крупное издательство. Через какое-то время мне позвонили хедхантеры: «Не хотите поработать пиарщиком в банковской сфере?» Я: «Хочу, ведь моя бабушка всегда мечтала, чтобы я работала в банковской сфере». Пришла работать в первый банк, потом во второй. 

Всего сменила три банка, в последнем задержалась на десять лет, сделала отличную карьеру. Работала начальником управления рекламы и PR. Занималась продвижением бренда, увеличением узнаваемости, дизайном дополнительных офисов и печатных материалов, сама придумывала рекламные кампании, проводила ивенты, писала статьи и интервью с топ-менеджментом, развивала сайт. Мне все нравилось. У нас был прекрасный коллектив, почти семейный, и прекрасное руководство, очень вменяемое. 

В 2014-м у банка отозвали лицензию из-за кризиса. Это был стресс, сродни потере ребенка. Вообще не понимала, что мне делать дальше. Помню чувство сильного опустошения и черной воронки, которую срочно надо чем-то заполнить.

Походила по собеседованиям какое-то время и поняла, что таких банков, как наш, больше не существует. 

К моменту увольнения доделала в квартире ремонт. Дизайн придумала сама — покупала журналы и разглядывала интерьерные блоги. Так как я — сибарит, мне хотелось жить в красивом доме, окружая себя дорогими и добротными вещами. Как закончила ремонт, красиво сняла его и опубликовала фотографии у себя в ЖЖ. Неожиданно их переопубликовали несколько тематических сайтов с посылом, что и обычная домохозяйка может недурно справиться. Я подумала: «О!»

В итоге пошла на курсы рисования, потому что с детства любила рисовать. Особенно нравилось изображать перспективу. Это были курсы рисования на айпаде. Нам рассказывали, какие есть для этого программы, как они работают, как ими эффективнее пользоваться. 

Я разговорилась с учительницей, показала ей свои работы. Она: «А ты почему не дизайнер?» Я: «Мне даже в голову никогда не приходило, что могу быть дизайнером. Бабушка говорит, что дизайнеров как грязи». Она: «Да, в общем, всех как грязи. Искренне советую попробовать поработать в дизайне». Я задумалась, подумала и решилась.

Нашла в фейсбуке людей, которые искали не дизайнера интерьера в классическом понимании этого смысла, а просто, так скажем, друга по ремонту. Они купили на последние деньги квартиру абсолютно в разрушенном состоянии, в старом фонде, и им нужен был какой-то минимальный дизайн-проект. Я им его сделала от руки, даже не в масштабе. Не знала, что такое масштаб. Светильники и электрику размечала прямо на потолке и стенах карандашом, буквально ночевала на объекте, следила за каждым сантиметром, чтобы все было идеально. В итоге получилось здорово, ребята радостно живут в квартире, а я немножко поверила в себя.

Дальше поняла, что базы мне явно не хватает, и пошла учиться в школу «Детали» на Спиридоновке. Это одна из лучших школ дизайна России. Там принята американская система образования: если ты жаждешь знаний, тебе их с удовольствием дадут. Я буквально бегала за всеми преподавателями — известными архитекторами, дизайнерами и интересовалась: «А это как? А вот это вот что? Вот это где?» Видя мое рвение, они радостно делились со мной своим опытом и бесценными знаниями, можно сказать, всю душу в меня вложили, и все это было не зря, я блестяще защитилась и получила красный диплом. Преподаватель архитектуры на защите горячо жал мне руку и говорил, что он очень рад, что кого-то смог научить всему, чему хотел. Отдельно отметил мой талант мыслить объемом и формой. 

Всем выпускникам «Деталей» прислали список контактов людей, которые были не против воспользоваться нашими услугами. Однокурсницы мои как-то скептически ко всему этому отнеслись, я же написала вообще всему списку, и буквально через неделю мне позвонил один мужчина и согласился, чтобы я декорировала его квартиру. Сотрудничество наше было настолько успешным, что потом он мне разрешил сделать съемку и опубликовать ее в интерьерном глянцевом журнале. После этого у меня прибавилось и клиентов, и веры в себя.

Сейчас у меня своя студия и уже много законченных объектов, публикаций и видеороликов. Недавно мой объект снимал один федеральный канал. Немного скучаю по офисному графику, когда в шесть часов вечера уходишь и тут же забываешь про работу. Тем не менее ни разу не пожалела, что сменила область деятельности. Работа на себя дает мне возможность видеть, как растет мой ребенок, и проводить с ним гораздо больше времени, рассматривать мир не через окно офиса.

Очень часто мой рабочий день превышает 12 часов, но работать можно в парке или на острове. Я счастлива делать мир немного прекраснее. Мне всегда хотелось приносить людям пользу, созидать, и сейчас мое желание наконец-то осуществилось.

Моя задача — сделать квадратные метры удобными и комфортными для жизни обычного человека. Совсем недавно делала квартиру в доме Большого театра на Таганке. Когда вошла впервые — была поражена идиотичностью планировки застройщика, хотя дом вполне свежий, его построили в 2000-е. В квартире не было ни одного прямого угла, сплошные многоугольные маленькие комнатки и кухня, в которой не хватало места для холодильника.

Пришлось сделать полную реконструкцию, зато сделать для очень молодой пары эргономичную, красивую и уютную квартиру. Она получилась яркой и эмоциональной — как и сами заказчики. Перед началом работы я всегда смотрю на людей: какие они? Очень помогает в подборе стилевого решения, выборе отделочных материалов. Если надоест заниматься дизайном, могу, наверное, в психологи податься.

Возможно, мне бы хотелось делать проекты подороже, и в целом — больше заказов, но, наверное, это внутренний трудоголик во мне говорит. Мне нравится, когда вокруг меня планеты вращаются и все горит, и я горю. Я тогда себя прекрасно чувствую.

Существуют возрастные профессии. Пиарщик — одна из таких. Есть примеры пиарщиков 50+ на Западе или пиарщиков-звезд у нас, но в среднем пиарщик работает до 45–50 лет. После этого срока руководство начинает думать «нам бы кого посвежее, помоложе». 

Причин этому много: взаимная усталость, новые каналы, на которые пиарщик старшего возраста не очень обращает внимание, и новая целевая аудитория плюс новые средства коммуникации — пиарщику приходится работать с людьми младше на поколение или даже на два поколения. Как результат, он не может прописать стратегию, или руководству кажется, что не может.

К подобному исходу лучше готовиться заранее. Есть два пути: можно стать суперзвездой без возраста или подумать о работе в других сферах. Например, GR, маркетинг, НКО, ивент-индустрия. Еще можно делать свое дело в том направлении, которое пиарили.

Алена — огромный молодец. Посмотрите, как удачно она пропиарила свою студию в этом материале (говорю без укоризны вообще). Удачи ей.