В конце сентября многие были взбудоражены новостью о банкротстве старейшего мирового туроператора Thomas Cook. Беспокойство российских путешественников объяснимо: в международный бизнес-холдинг входили также агентства «Библиоглобус» и «Интурист». Однако это не первый случай, когда у крупного игрока туристического рынка возникают проблемы, и я не сомневаюсь, что отрасль это переживет.

«Пакеты» в Турцию, Грецию, Таиланд продолжат находить своего покупателя — они исторически популярны именно на таких направлениях. Здесь сильнее развито чартерное сообщение, а отели работают на сезонный туристический поток. Новости о закрытии крупных игроков рынка в краткосрочной перспективе, безусловно, повлияют на спрос, но глобальных изменений не будет. К началу следующего летнего сезона ситуация нормализуется.

Однако рынок постоянно трансформируется, предлагая путешественникам все больше различных опций и возможностей для получения уникального опыта.

Основные тренды туристического рынка

Тревел-супермаркеты онлайн. В интернете появляется все больше удобных технологичных инструментов, которые дают возможность планировать путешествия самостоятельно. Человек может в одном сервисе купить билет на самолет или поезд, забронировать отель, арендовать автомобиль и заказать экскурсию. При этом можно подобрать наиболее комфортные даты и время вылетов, найти рейсы определенных авиакомпаний, выбрать еще ряд удобных опций. Для организации путешествия уже не надо идти в офлайн-агентство, разговаривать с менеджером, ждать подтверждения от отеля и перевозчика — планирование поездки становится настолько же простым, как поход в супермаркет.

Размытые границы мира. Этому мы во многом обязаны современной молодежи. За миллениалами пришло поколение Z — люди, рожденные с 1995-го по 2010 годы. Центениалы уже активно путешествуют, при этом мир они воспринимают как единое целое. В любой момент можно пообщаться с незнакомым человеком из другой страны, посмотреть, как живут люди на другом конце света, — соцсети, блоги и YouTube стирают границы. А поскольку они на ты с интернетом, планирование путешествия онлайн для них — не сложный проект, а обычное действие.

Фото: Darya Tryfanava/Unsplash
Фото: Darya Tryfanava/Unsplash

Эмоции важнее all inclusive. Современные путешественники ставят эмоции на первое место. Миллениалы — самая активная и платежеспособная группа — уже успели объехать полмира, поэтому они ищут новый опыт. Центениалы не отстают: им изначально интереснее не пляжный отдых, а необычные впечатления. Современные путешественники хотят чувствовать себя местными жителями и самостоятельно изучают территорию. Вместо поездки к традиционным достопримечательностям они выберут аутентичные локации. Согласно данным портала Prohotelia, 47% представителей поколения Z из России выбирают более насыщенные приключениями путешествия, а 56% хотят отправиться в поход по труднодоступным местам. 

Появление новых видов туризма. Прямое следствие предыдущего пункта — в будущем все больше людей вместо тура «все включено» будут выбирать необычные поездки. К примеру, набирают популярность так называемые иммерсивные туры, в которых путешественники становятся частью спектакля, и каждое их действие влияет на то, как путешествие закончится. То есть вы не просто едете, например, в Норвегию — вы становитесь участником квеста, у вас есть цель, которой нужно достичь, узнавая попутно об истории и традициях страны.

Также все больше востребованы различные экспедиции, экстремальные туры. А если мы говорим о более-менее обычном формате путешествий, то наличие интересных элементов в будущей поездке может стать решающим для современного туриста. Это может быть даже спланированное путешествие, но с интригой, которая сохраняется до самого отправления: каков город назначения, программа тура и так далее.

Экологичный туризм. Сегодня 72% путешественников считают, что и в поездках нужно делать выбор, который позволит сохранить планету для будущих поколений. Многие стараются передвигаться экологичным способом, например, на велосипеде или на поезде; для проживания выбирают семейные гестхаусы, кемпинги, квартиры. Центениалы и миллениалы ответственно относятся к потреблению: экономят воду, готовят самостоятельно, занимаются раздельным сбором мусора, не покупают сувениры. Индустрия туризма поддерживает тренд: во всем мире открываются экоотели, авиакомпании становятся эко-френдли, многие корпорации отчисляют часть средств на восстановление природных зон. Не так давно проект по экотуризму запустил даже принц Гарри.

Рынок постоянно находится в движении. Чтобы привлечь больше клиентов, представители индустрии пробуют новые для себя форматы. Например, авиакомпании начинают продавать туры, а турфирмы — авиабилеты, что дает путешественникам еще больше возможностей. Авиакомпании понимают, что им выгодно предоставлять клиентам дополнительные услуги: докупить к своему авиабилету проживание в отеле или апартаментах. Для туроператоров продажа билетов тоже эффективна: у них уже есть база клиентов, и продать им, скажем, не тур, а авиабилет выгодно, и это хорошо отражается на лояльности. 

Персонализация. Людям хочется быть не как все, получать что-то необычное, подготовленное личное для них. Массовые рассылки с одинаковыми предложениями совсем скоро перестанут работать, поэтому нужно переходить на новый уровень, в том числе технологически. Например, предлагать маршруты, составленные экспертами под потребности конкретного путешественника, тщательнее таргетировать рекламу, быть аккуратнее с рассылками и уведомлениями. 

Определенные страны всегда будут популярны для традиционного туризма, и спрос на пакетные туры туда в ближайшее время не снизится. Но постепенно рынок будет трансформироваться: становиться более гибким и подходящим для новых поколений туристов, которые выбирают не «все включено», а новые форматы путешествий. И всем игрокам рынка нужно быть готовыми быстро меняться.