Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Дорога из Москвы до небольшого мурманского поселка Никель, который находится у самой границы с Норвегией, занимает почти весь день: двухчасовой перелет, потом почти 4 часа на машине по заснеженной трассе. Тундровый пейзаж лишь изредка разбавляют военные городки. Сильные снегопады и метели отрезают и без того стоящий на отшибе поселок от большой земли. Именно сюда отправились 9 декабря участники Polar Night Tour международного конкурса FusioNNow — австралийский музыкант Монга Мукаса, японский художник Юкио Кондо, итальянский медиаархитектор Леа Бруньоли и российско-гренландские полярные исследователи и художники Галя Моррелл и Оле Йорген Хаммекен

Тур начался с посещения российско-норвежского заповедника Пасвик. Вместе с его сотрудниками участники проекта отправились на исследовательскую лыжную прогулку в поисках следов диких животных и птиц. Этой прогулке бурно радовался Монга Мукаса. Африканец по происхождению, живущий в Австралии, он никогда не видел снега и тем более не вставал лыжи. Он то и дело, смеясь, падал в сугробы, а когда наконец приноровился, включил телефон и делился своими впечатлениями в инстаграме. Художник Юкио Кондо рассказал, что три года назад путешествовал по Транссибирской магистрали: «Я смотрел на русские леса в окно поезда и мечтал увидеть их изнутри. Сегодня мне дали такую возможность. Я в восторге от девственной чистоты и красоты зимнего леса».

После прогулки гости заповедника отправились в недавно открытый визит-центр в поселке Раякоски, где живут и работают ученые. Здесь иностранцы присоединились к проекту «Письма животным» и написали на родных языках послания сове, полярной лисице, лосю и многим другим. Все письма войдут в рукописную книгу заповедника «Стань природе другом». Изначально этот проект рассчитан на детей. Заповедник даже выпускает газету «Пасвик Times», в которой публикуются ответы «животных» на все детские письма. 

Согревшись, участники отправились на улицу и вырезали из заранее заготовленных снежных кубов фигуры медведя и совы, которые будут встречать гостей заповедника до весны. Завершился день купанием в проруби. Здесь снова отличился Монга Мукаса — он нырял в ледяную прорубь трижды, с головой, хотя поначалу даже боялся выходить раздетым в такой холод.

Ночью все отправились на охоту за северным сиянием. В Норвегии это дело давно превратили в успешный бизнес. В Мурманске «охотники», которые следят за погодой и вывозят туристов на точки, появились пару лет назад, когда в город хлынули толпы китайских туристов. По китайским поверьям считается, что ребенок, зачатый под северным сиянием, будет счастливым, либо родится мальчик — варианты разнятся. До Никеля китайцы почти не доезжают, а зря: город окружает снежная пустыня, в которой много мест для любования этим чудом природы.

На следующий день дети из языкового клуба при Центре помощи гостям Никеля провели для участников тура экскурсию по поселку. Здесь не первый год работают над повышением туристической привлекательности. В течение следующего года в Никеле должны закрыть плавильный цех градообразующего предприятия — Кольской ГМК, «дочки» Норникеля. Цех работает с 1946 года и технически и экологически устарел. Компания разрабатывает масштабную социальную программу, направленную как раз на повышение туристического потенциала поселка. Это оправданно, поскольку через Никель проходит первый арктический поезд, запущенный этим летом немецкой компанией Lernidee Erlebnisreisen GmbH специально для иностранных туристов. Билеты на него раскупаются на месяцы вперед. 

Затем участники проекта отправились в самую северную арт-резиденцию в мире, куда дважды в год приезжают художники со всего света. В зависимости от времени года смены, которые длятся две недели, называются «Полярный день» и «Полярная ночь». Здесь иностранцы провели серию мастер-классов для жителей поселка.

Монга Мукаса учил детей играть на барабанах и танцевать на африканский манер. Его мастер-класс был самым веселым и шумным. «Всегда сложно предугадать ожидания и реакцию детей. Я очень переживал, что им не понравится, но все получилось. Местные дети такие открытые и дружелюбные, они отлично чувствуют ритм, поэтому проблем не было. Мы вместе придумали и спели песню Beautiful Russia, beautiful Africa, beautiful Australia. Это было очень здорово!» — поделился своими впечатлениями Мукаса.

Юкио Кондо устроил мастер-класс по традиционной японской технике живописи — нихонга. Для создания картин в этой технике используют натуральные материалы — специальную японскую бумагу, которая изготавливается вручную из растительных волокон, и минеральные краски ива-эногу, которые получают из перетертых в порошок ракушек, кораллов и камней вроде ультрамарина и ляпис-лазури. Для написания картин также используются тушь, сусальное золото и серебро. А для создания черного пигмента Кондо привез с собой уголь, собранный им на пепелищах после лесных пожаров в Сибири. «Я интересовался Россией с самого детства: родился и вырос в городе Ниигата, который находится относительно недалеко от Находки. В нашем городе всегда было много русских моряков. В первый раз я приехал в Россию еще 7 лет назад. Моя основная миссия — обратить внимание людей на проблемы экологии и глобального потепления, потому что с каждым годом ситуация становится все хуже. Я рад, что здесь, в Никеле, работают над решением экологических проблем», — сказал художник. За два часа взрослые и дети нарисовали с десяток картинок и одну общую, изобразив на большом холсте полярную ночь. После окончания мастер-класса Кондо подарил всем участникам маленьких совушек, которых он сделал сам накануне, не спав всю ночь.

Леа Бруньоли, которая специализируется на создании интерактивных и пространственных проектов, провела мастер-класс по мэппингу и визуальным проекциям. Подростки придумали свои концепции по мэппингу здания местного дома культуры, а Леа подсказала, как воплотить их в жизнь. Но некоторые подростки были заинтересованы не столько мастер-классом, сколько самой девушкой. Один из них поинтересовался через переводчика, замужем ли Леа, и, услышав отрицательный ответ, радостно выпалил: Yes! 

Супруги Галя Моррелл и Оле Хаммекен много путешествуют по Северу. Они придумали проект Arctic Without Borders, который объединяет детей, живущих в самых маленьких и труднодоступных селениях Арктики. 

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Галя родилась в Москве. В детстве она часто гостила у дедушки, который был поморским охотником и долгое время жил на Кольском полуострове. «Я выросла на северных сказках и историях моего дедушки. Все это во мне. Я 30 лет жила на Манхэттене, но часто мечтала уехать на берег Баренцева моря и слушать северный ветер. В последний раз я была в Мурманской области в середине 80-х, и вот, наконец, вернулась», — рассказывает Галя.

Оле видел Кольский полуостров с моря в середине нулевых, в конце кругосветного плавания по Арктике на маленькой открытой лодке. Однако тогда сильный шторм помешал ему пришвартоваться.

Галя и Оле рассказали детям о жизни полярных эскимосов (а их осталось всего 600 человек) в самых отдаленных гренландских поселениях. О четырех месяцах кромешной тьмы (в полярную ночь в Гренландии солнца нет вообще, в отличие от Мурманска, где на час-два становится относительно светло), путешествиях на собачьих упряжках и театре на дрейфующей льдине. О звуках, которые можно услышать из темноты. Оле научил детей считать на языке эскимосов и правильно двигаться по льду, чтобы не провалиться в воду. Затем Галя для своего проекта сняла серию портретов детей Никеля с фотографиями их ровесников, которые живут на Ямале, Чукотке и в других северных регионах. «Я много лет работала с детьми в Нью-Йорке. И вот дети мегаполисов совсем другие, потому что у них есть все. А в Никеле они свободны от стереотипов, хотят творить и готовы становится соавторами — и это счастье для художника», — сказала Галя.

Супруги планируют вернуться в Никель в следующем году и запустить новые проекты с местными детьми.

Подготовила Анна Алексеева