Фото: Stem T4L/Unsplash
Фото: Stem T4L/Unsplash

Что изменилось в московских школах за последние годы

Система финансирования. До 2011 года московские школы финансировались на основании утвержденных бюджетных смет. Теперь объем финансирования каждой школы определяется по единой городской формуле и зависит только от количества учащихся. С этого года нормативы финансирования равные как для государственных, так и для частных школ. 

Современная образовательная среда. ­С 1 сентября 2016 года во всех школах столицы стартовал проект «Московская электронная школа» (МЭШ). Его цель — создание в учебных заведениях IT-инфраструктуры. Сюда входит переоснащение школ современной техникой, введение системы электронной отчетности, а также комплекс электронных сервисов, удобных для учителей, учащихся и родителей. Все дневники и классные журналы заполняются в электронном виде. Коммуникация между родителями и учителями тоже происходит преимущественно виртуально. Чтобы попасть в школу, ученик должен воспользоваться электронным пропуском. Родителям приходят оповещения обо всех входах и выходах ребенка из здания школы.

Профессиональная подготовка. С 2015 года в некоторых московских школах появились предпрофессиональные классы — медицинские, инженерные, академические (научно-технологические), IT, кадетские. Какие именно классы открыть, решают администрация школы и родительский совет. 

Фото: Stem T4L/Unsplash
Фото: Stem T4L/Unsplash

Что это значит

Для учителя

Работа учителей благодаря МЭШ стала проще. Теперь не нужно заполнять класные журналы и писать от руки отчеты, все это можно сделать в электронном виде. Подготовка к уроку стала отнимать меньше времени: необходимые раздаточные материалы и тесты можно найти в системе МЭШ. Там же учителя могут обмениваться опытом: в систему можно загружать готовые поурочные разработки, чужие сценарии можно редактировать и комбинировать. Получается, что учителя одновременно и пользователи, и разработчики.

Вместе с тем нельзя сказать, что с введением МЭШ весь процесс обучения перешел в электронный формат. Традиционным формам работы по-прежнему уделяется внимание, особенно в старших классах. Главную роль в образовательном процессе по-прежнему играет учитель, а не компьютер. Преподаватель смотрит на то, как реагируют школьники на те или иные виды работы, и в зависимости от их отклика корректирует ход урока.

Для родителей

МЭШ помогает родителям следить за успеваемостью детей и расписанием уроков. В системе можно предупредить учителя о болезни ребенка, а с помощью мобильного приложения родители могут отслеживать школьную посещаемость.

Электронные сервисы упростили и коммуникацию между родителями и учителями. В приложении «Электронный дневник» родитель может отметить, когда его ребенок не будет посещать школу по уважительной причине. Больше никаких звонков классному руководителю в семь утра и объяснительных записок.

Для учеников

Перед учениками старшей школы открывается возможность попробовать свои силы в профильном классе, чтобы еще до поступления в вуз определиться с выбором специальности. Можно больше не записывать домашнее задание: его всегда можно найти в электронном дневнике. В школу дети теперь ходят не с тяжелыми портфелями, а с ноутбуками и планшетами — большая часть учебников уже загружена в систему МЭШ. По этой же причине можно не собирать портфель с вечера и не бежать на перемене домой за забытыми книгами. Теперь главное — не забыть дома голову.

С другой стороны, у детей стало меньше возможностей скрыть от родителей свои шалости и плохие оценки. Дневник больше не потеряется, и собака его не съест. Тайком прогулять уроки тоже не получится: родители сразу об этом узнают.

Для системы образования

Татьяна Васильева, замруководителя Департамента образования и науки Москвы:

По результатам международного исследования PISA за последние два года Москва улучшила все образовательные показатели. В 2018 году московские школьники вошли в тройку лучших в мире по уровню читательской грамотности, в пятерку — по математической, в шестерку — по естественно-научной. 

Москвичи показывают результаты выше, чем в среднем по стране. Это подтверждает, например, олимпиадная статистика: 55 процентов победителей Всероссийской олимпиады школьников — учащиеся столичных школ. Но самое главное, что качественное образование стало доступным всем школьникам города независимо от района, материального состояния семьи и особенностей ребенка.