Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Ɔ. Сегодня Дали — признанный гений, но когда-то его творчество вызывало споры о том, что вообще считать искусством. Подобные дискуссии идут и сейчас, например, в связи с «происшествием» на ярмарке Art Basel, где один художник съел арт-объект своего коллеги — банан, прикрепленный к стене скотчем. Как вы думаете, это искусство? И станет ли это искусством через 30 лет? 

Что бы это ни было — перфоманс, рекламная кампания, шутка, творческий порыв, я приятно удивлен, что это событие вызвало дискуссии по всему миру. Очевидно, что искусство меняется под влиянием новых технологий и новых способов коммуникации. Но как именно — мы не знаем. Поэтому, мне кажется, лучше быть осторожными, классифицируя подобные вещи. Дали опередил свое время на 50 лет. Многое из того, что он делал, вызывало скандалы, неприятие, смущение, и лишь спустя годы общество стало принимать его творчество, им стали вдохновляться другие художники. Это хороший урок того, что нужно быть сдержанным, давая оценки происходящему, пока не увидишь конечный результат. Поэтому людям, которые ставят под вопрос границы приемлемого, не стоит мешать.

Фото: Image rights of Gala and Salvador Dalí reserved. Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2019. Photo by Robert Whitaker
Фото: Image rights of Gala and Salvador Dalí reserved. Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2019. Photo by Robert Whitaker

Ɔ. При всем разнообразии творчества Дали за ним, в первую очередь, закрепилась слава художника-сюрреалиста.

Так уж сложилось, что историки искусства любят «сортировать» художников по жанрам. Сюрреализм — лишь один из периодов творчества Дали, и сводить его наследие только к этому периоду — огромное упущение, и до, и после он делал по-настоящему великие вещи. Не нравится Дали? Возможно, вы просто не нашли «своего».

Ɔ. Дали — художник или человек-перфоманс? 

Я бы сказал, что Дали — человек-феномен. Он воплотил идеал человека эпохи Возрождения в ХХ веке. Дали был прекрасно образован, причем не только в гуманитарной сфере, как многие художники, но и в технической, и использовал все свои знания для творческого самовыражения. 

Дали — художник в самом широком смысле этого слова. По отдельности его выходки порой кажутся безумными. Наш фонд занимался анализом того, как развивался имидж Дали, и мы пришли к выводу, что с самого начала своего творческого пути и до смерти он сознательно конструировал свой образ. Дали транслировал миру только то, что хотел. Он был первым художником, который научился взаимодействовать с масс-медиа и сумел выстроить образ, который жив до сих пор, спустя 30 лет после его смерти. В этом смысле он стал иконой.

Ɔ. Дали завещал все свои работы Испании. При этом управляет всем его материальным и нематериальным наследием фонд «Гала-Сальвадор Дали», основанный самим художником. Фонд остается частной некоммерческой организацией. Почему он не перешел государству после смерти Дали? 

Дали передал народу Испании все свое наследие при условии, что фонд продолжит работу в том виде, в котором Дали его основал — как частный фонд. Управляющий совет фонда наполовину состоит из частных лиц с правом пожизненного членства — изначально их назначал сам Дали, в случае смерти нового члена выбирают коллегиальным решением. Вторая половина — представители государства: три члена из центрального правительства, обычно министры, три представителя регионального правительства и два представителя от муниципального. Такая система, с одной стороны, позволяет нам сохранять тесный контакт с государством — это важно, потому что мы управляем частью национального достояния, а с другой стороны, дает нам действовать с оперативностью частной организации. При этом мы не получаем никакой финансовой поддержки от государства, поэтому заботимся о том, чтобы оставаться экономически эффективной структурой.

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Ɔ. По-вашему, культура не нуждается в господдержке?

Я бы не был так категоричен. Может ли искусство быть свободным от государства? Это открытый вопрос. К сожалению, человек так устроен, что он очень быстро перестает ценить вещи, которые дают ему бесплатно. Я считаю, что культурное наследие  должно быть доступным. Каждый человек должен иметь возможность купить себе билет, например, в музей или в театр. Но если сделать культуру бесплатной, люди рано или поздно потеряют к ней уважение.

Ɔ. Ваш фонд занимается в том числе и экспертизой работ художника на подлинность. Часто встречаются подделки? 

Иногда говорят, что Дали — один из самых подделываемых художников в мире, но это только частично верно. Все работы Дали можно условно разделить на две группы. Первая — авторские произведения — картины и рисунки. Тут подделок практически нет: достаточно взглянуть на картины Дали, чтобы понять, насколько сложно их подделать. Проблемы возникают в основном со второй группой — гравюрами. Подделку не так просто отличить от подлинника, потому что производство гравюры — промышленный процесс. Чтобы установить подлинность, необходима химическая экспертиза, анализ бумаги и чернил. У фонда есть специальная комиссия, которая занимается изучением гравюр. Мы годам вкладываем средства в совершенствование научных и технических подходов.

Ɔ. Дали обвиняют в том, что он сам «подделывал» свои работы, имея в виду как раз его гравюры.

Автор не может подделывать свои работы, даже если речь идет о гравюрах. Это миф. А возник он из-за того, что, когда Дали подписывал контракты на производство гравюр, правовое регулирование в области авторского права не было развито. Многие люди воспользовались этим, чтобы нажиться. Сегодня этого бы не случилось.

Ɔ. У вас есть любимое полотно Дали?

Первое, что приходит на ум, — «Поэзия Америки», картина, которая не покидает музей фонда: холст достаточно тонкий, и при транспортировке трудно избежать повреждений. А вообще спустя 20 лет работы в фонде я пришел к выводу, что любимые картины меняются в зависимости от настроения, периода в жизни. 

Ɔ. Вы привозите Дали в Россию уже не в первый раз. Чем эта выставка отличается от предыдущих?

Выставка в Манеже — кульминация 10 лет сотрудничества фонда с российскими музеями, в том числе с Пушкинским музеем, ММОМА, Музеем Фаберже. Это ретроспектива творчества Дали. Мы предлагаем посмотреть на эволюцию творческого стиля художника и отсылаем зрителя к великим мастерам, которыми вдохновлялся сам Дали: Вермееву, Веласкесу и Рафаэлю. Российская публика довольно искушенная, поэтому мы привезли в Москву не только Дали-сюрреалиста, но и менее известные его работы.

Беседовала Ксения Праведная