Фото: Маргарита Багдасарян
Фото: Маргарита Багдасарян

Ɔ. С 2012 года вы возглавляли Лето Банк, входивший в группу ВТБ. В 2016 году вы возглавили Почта Банк, созданный на базе Лето Банка. Как произошла эта трансформация? 

Лето Банк изначально создавался как лаборатория для инноваций, причем готовая к быстрому расширению. Для любого банка в мире самая сложная задача — не придумать что-то новое, а изменить то, что уже сложилось. Самый простой способ в этом случае — создать небольшой дочерний банк и на его базе внедрять инновации. Если это получается, то наработки начинают внедряться в сложившуюся культуру «старых» банков, со всей их иерархичностью и бюрократией. 

Еще при создании Лето Банка мы задумались о поиске партнеров, которые позволили бы банку в дальнейшем расширяться и масштабировать наработанные технологии. «Почта России» изначально входила в их список, потому что у компании была цель — реформировать почту, сделать ее современной. Кроме того, почте настала пора расширять набор предоставляемых финансовых услуг. Почтовая служба не одно столетие выполняла банковские функции, но только определенные. На почте можно было сделать перевод или получить пенсию, а открыть банковский счет или депозит — нельзя. Для почты в этом случае логичное решение — выделить финансовые услуги и сделать дочерний банк. Это подход, распространенный во всем мире.

Вот так встретились две команды — наша и «Почты России»: мы искали партнеров для того, чтобы инновации, которые мы внедрили в Лето Банке, наконец стали окупаться за счет масштаба, а «Почта России» искала партнера, который поможет такой банк создать. Надо сказать, что с первого же года Почта Банк стал приносить прибыль.

Ɔ. Зачем им были нужны именно ваши услуги?

Создавать банки в России — дело непростое. Это один из самых зарегулированных рынков, и, чтобы работать на нем, нужны опыт и капитал. Если вы действуете в одиночку, вы можете выиграть все, но можете и все потерять. А тут находится партнер в лице серьезной финансовой группы, которая имеет большой опыт банковской деятельности и влияние на рынке. Есть команда и есть технологии. Дальше решение было за нашими акционерами, и затем последовала верификация этого решения в официальных государственных органах, ведь «Почта России» — государственная компания. Поэтому, кстати, наш бизнес направлен также и на решение социальных задач. Мы открываем отделения в труднодоступных отдаленных регионах, чтобы у всех был равный доступ к современным финансовым услугам. 

Ɔ. Где находятся ваши самые дальние отделения?

Почта Банк есть везде — от Калининграда до острова Сахалин. У нас более 19 тысяч точек обслуживания разных форматов. 80% из них — в небольших городах и сельской местности на базе почтовых отделений. Мы есть даже в поселках, где живут 100–200 человек. Если говорить о самых труднодоступных, то это, например, остров Ольхон на Байкале или Валаам. Добраться туда можно либо по воде, либо по воздуху. 

Ɔ. Ваши труднодоступные отделения рентабельны? 

Ожидать десятков тысяч клиентов там, как вы понимаете, не приходится. По сравнению с крупными городами, в небольших поселениях ниже не только уровень финансовой грамотности, но и доходов. Сама идея почтового банка в том, что это системная инфраструктурная организация. Если мы есть, то обязаны быть везде. Наша «легкая» технология — когда мы не создаем свою сеть, а используем почтовые отделения, где наши услуги оказывают либо сотрудники банка, либо наши агенты — сотрудники почты, — дает возможность работать в населенных пунктах любого размера. Мы пришли к выводу, что если рачительно относиться к использованию ресурсов, в том числе к использованию современных технологий, то зарабатывать в этих точках можно.

Мы диджитал-банк, адаптированный к российской региональной специфике. Далеко не все в регионах активно пользуются дистанционными банковскими каналами — мобильный банк, интернет-банк, — поэтому нам важно сохранять точки контакта с клиентами, куда человек может обратиться за офлайн-помощью. При этом с помощью электронной цифровой подписи воспользоваться любыми услугами и сервисами банка можно также через мобильное приложение.

Ɔ. Если уровень финансовой грамотности в глубинке ниже, то и банковские услуги там менее востребованы?

Это тоже наши граждане, которые хотят накопить какие-то сбережения, получить пенсию, социальные выплаты, перевод от детей. Сейчас людям нужны не банки, а банкинг, то есть возможность пользоваться банковскими услугами и сервисами, в какой бы точке нашей страны они ни проживали. Ситуация, когда человек, получая пенсию на карточку определенного банка, вынужден ездить за десятки или даже сотни километров, чтобы снять наличные средства с этой карты, согласитесь, ненормальная. И я говорю не о единичных случаях. С появлением в глубинке Почта Банка ситуация, к счастью, меняется. Мы установили 56 тысяч POS-терминалов практически во всех почтовых отделениях по стране. С их помощью жители даже небольших сел могут в ближайшем почтовом отделении снять наличные, пополнить карту или оплатить почтовые услуги. 

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. Правильно ли я понимаю, что портрет вашего клиента — это россиянин, живущий вдали от столицы и, вероятно, пенсионер?

Определить портрет нашего клиента очень просто. Достаточно задать вопрос: «Кто приходит на почту?» На почту приходят все. 

Что касается пенсионеров, то здесь вы, видимо, судите по телевизионной рекламе. У людей, которые смотрят телевизор, возникает впечатление, что Почта Банк создан для пожилых. Это совершенно не так. На самом деле мы молодой инновационный банк для всех, который предлагает удобные и технологичные продукты и сервисы самой широкой аудитории. Да, реклама действительно направлена, прежде всего, на них, потому что, как показывают исследования, телевизор сегодня в основном смотрят люди старшего возраста. И у них более высокий уровень доверия к почте, а значит, косвенно и к Почта Банку. 

Ɔ. О том, для кого создан банк, можно судить и по тому, кому он выдает кредиты. Кто у вас чаще кредитуется: пенсионеры или все-таки молодежь?

Основные заемщики любого банка — люди среднего возраста, 35–40 лет. Пенсионеры всегда демонстрируют более осторожное и, как правило, сберегательное поведение, стараются что-то сохранить и отложить. Мы с удовольствием предоставляем кредиты и пенсионерам, у них есть льготные условия на их получение, если они перевели пенсию в наш банк. На данный момент пенсионеры составляют порядка 20% всех наших заемщиков. И это одни из самых добросовестных клиентов: у них отличная платежная дисциплина, грамотный подход к финансовому планированию, наличие стабильного, ни от чего не зависящего источника дохода. В этом плане кредитование пенсионеров не несет существенных рисков. По нашей статистике, уровень просрочки по кредитам среди пенсионеров в среднем на 30–40% ниже, чем в других категориях. 

Ɔ. Должна признаться, что первый в моей жизни кредит я брала именно в Почта Банке. При этом я пробовала обращаться и в другие банки, но ни один из них мне кредит не одобрил. И в магазине, где я оформляла кредит, сотрудники мне сказали: так часто бывает, что Почта Банк легко одобряет кредиты. Действительно ли это так или это просто обывательское мнение?

Вы ведь выплатили кредит? Если да, значит мы были правы. В этом смысле мы легко даем кредиты людям, которые их возвращают. Думаю, что мы научились находить правильных клиентов, добросовестных заемщиков, поскольку хорошо понимаем бизнес кредитования. Он для нас и для меня лично родной еще со времен Лето Банка. Он дает нам возможность получать новые контакты, приобретать лояльных клиентов. Кроме того, это очень интересное направление, мы не собираемся его сворачивать. 

Ɔ. Российскую почту принято упрекать в том, что письма и посылки долго идут до адресатов, и в том, что она в целом далека от современного ритма жизни. Не боялись ли вы подобного негатива, когда выбрали название Почта Банк?

Государственная почта — это мощный бренд. Это крупнейший и старейший ретейлер в России. Она более 300 лет на рынке. Да, в обществе принято дежурно шутить по поводу качества ее работы. Но при этом почта ассоциируется у людей со стабильностью, а не с чем-то временным и слабым. В массовом сознании почта — это нечто, что всегда было, есть и будет. Когда проект создания банка еще только обсуждался, высказывались разные идеи: использовать наш старый бренд Лето Банк, создать что-то новое или стать Почта Банком. Мы поговорили с нашими потенциальными клиентами и решили, что почта все-таки вызывает больше позитивных ассоциаций, а с негативом можно работать. Надо сказать, что, пока я работаю в Почта Банке, я вижу, как меняется к лучшему и осовременивается «Почта России» — и это происходит довольно быстро для такой огромной структуры. 

Ɔ. С каким из российских банков вы можете сравнить Почта Банк?

Пока сложно сказать. Дело в том, что мы уже выросли из списка банков, которые занимаются просто кредитованием. По масштабу бизнеса и объему клиентской базы мы — крупно-средний банк, но при этом, если смотреть на баланс и прибыль, то мы все еще во второй лиге. По масштабам присутствия, по тому, как Почта Банк представлен на других рынках, очевидно, что нам есть куда стремиться. Но банку всего несколько лет, и этот путь ему еще только предстоит пройти. Нужно время для того, чтобы завоевать доверие, построить технологии и стать конкурентным банком. 

Ɔ. Про философию Почта Банка мы поговорили. Давайте теперь поговорим про вашу личную. В чем вы видите свое предназначение?

Я думаю, миссия любого человека, как бы пафосно это ни звучало, — нести добро во всех его проявлениях в меру своих сил. А это значит созидать, создавать что-то новое. Это мощное ощущение — осознавать, что ты создал что-то новое и твое творение существует, развивается.

Ɔ. Куда вы инвестируете свои личные средства? 

У меня нет какой-то определенной стратегии. Основные сбережения у меня в Почта Банке. Есть инвестиционный портфель в управляющей компании. У меня нет ни времени, ни квалификации, чтобы покупать акции и отслеживать курсы. И если квалификацию я могу подтянуть, то времени больше не станет. Нельзя усидеть на трех стульях. Когда выбираешь, на что потратить свое время, нужно акцентировать свое внимание на том, что получается у тебя лучше всего. 

Фото: Из личного архива Дмитрия Руденко
Фото: Из личного архива Дмитрия Руденко

Ɔ. Вы можете дать несколько советов, как распоряжаться личными доходами обычному человеку?

Первое, что нужно сделать, — это посчитать, сколько вы тратите, и сравнить эту цифру с тем, сколько вы зарабатываете. Я не призываю подшивать каждый чек, но надо четко определить ваши доходы и расходы и попытаться сбалансировать два этих показателя. Это непросто, но нужно попытаться. Потому что, если вы регулярно тратите больше, чем зарабатываете, вы на пути к банкротству, и вам никто не поможет избежать печальной развязки. Вам нужно либо больше зарабатывать, либо меньше тратить, а лучше и то, и другое.

Когда вы этот баланс нашли, начинайте откладывать какие-то деньги. В советское время такие накопления называли «на черный день» или «на всякий случай». Я довольно часто слышу, особенно от молодых людей: «Ну что я могу там откладывать? Это копейки, все равно они сгорят». Знаете, удивительным образом эта привычка — держать рядом накопительный счет и класть на него какие-то средства — постепенно приводит к вполне заметным суммам. Всегда нужно сделать первый шаг, даже если путь кажется очень длинным. Не сделав первый шаг, вы просто не сможете его пройти. 

Когда у вас появятся какие-то накопления, нужно понять, зачем они вам. Если, например, вы хотите совершить какую-то крупную покупку, но у вас пока нет нужной суммы, можно рассмотреть возможность кредита. Если вы понимаете, что вам это необходимо и вы не можете без этого обойтись, то почему бы и нет? Я не вижу в этом никакого зла. Вы просто будете каждый месяц вносить платеж из своих доходов. 

Кредит становится злом, когда вы берете его, чтобы выплатить другой кредит, который вы в свое время взяли, чтобы закрыть дефицит баланса дохода и расхода, о котором я говорил в начале. Я не призываю всех стать крохоборами и каждую копеечку бросать в копилку. Я говорю лишь о том, что нужно представлять свои обязательства и возможности. А когда появятся накопления, можно уже распределить портфель по вашему усмотрению. Например, базовую часть положить на депозит, остальное вложить в инвестиционный портфель.

Есть такая российская черта — мы все живем «розовым завтра». Советую отказаться от этой привычки и начать жить по средствам, не переставая мечтать, потому что, если прекратите мечтать и ставить себе цели, никогда не заработаете. Но мало выбрать себе цель, нужно еще регулярно спрашивать себя, что вы сделали для ее достижения. В этом и заключается финансовая грамотность. И это делает жизнь интереснее.

Ɔ. А вы о чем мечтаете?

Я счастливый человек, потому что получаю удовольствие от того, что делаю. Я чувствую себя как рыба в воде, когда берусь за что-то новое и передо мной амбициозные цели. Если бы моя работа состояла в том, чтобы сидеть в кабинете и перекладывать документы, я бы очень быстро заскучал.

Ɔ. То есть вы не стоите на месте, как Фрэнк Каупервуд из драйзеровского «Финансиста». Вы никогда не ассоциировали себя с этим персонажем? Кто из литературных героев или реальных людей вас вдохновляет?

С этим героем, наверное, не ассоциирую. Но в целом это правильный подход. Только так можно прийти к победе. Ни в одном деле нельзя достичь высот, просто повторяя то, что уже когда-то было сделано. За каждым прорывом и достижением всегда стоит какая-то инновация. Это и есть прогресс — находить эффективное решение для каждого следующего шага.

А если говорить о тех людях, которые меня вдохновляют, то это те, кто смог не только денег заработать, но оставить свой яркий позитивный след в истории. Это личности, которые верили в свое дело и отдавали себя ему полностью. Таких примеров много. Например, великий конструктор Сергей Королев, который совершил невероятный прорыв в освоении космоса. Или гениальный полководец Александр Суворов с его инновационным подходом к управлению войсками. Среди зарубежных я бы назвал Стива Джобса или Билла Гейтса. Да, это великие люди, мне до них, конечно, далеко. Но безумно интересно читать про них и попытаться понять, как они думали.

Ɔ. У вас остается время на увлечения? У вас есть хобби? 

Конечно, сложно иметь хобби, когда ты полностью отдаешься работе. Но у меня оно есть. Мое хобби — это техника, мотоциклы, поездки на них с друзьями. Я не разделяю философии, когда хобби — это жизнь, а работа — способ заработать на хобби. Для меня хобби — это отдушина, возможность отвлечься, переключиться. Я обожаю ездить по России. Знаете, это целый мир в одной стране. Для меня это лучший способ чувствовать жизнь здесь и сейчас и даже завтра. Но, как бы то ни было, самое приятное — возвращаться домой, где тебя ждут.

Беседовала Ксения Праведная