Эксперт скептически отнесся к информации правительства о снижении цен на продовольствие. «Не знаю, где они стали ниже, мы следим за потребительской инфляцией, и она выше общей. В прошлом году она составила около восьми процентов, а у общей — между тремя и четырьмя процентами, при этом инфляция стоимости продуктов питания в прошлом году была около 10 процентов. Единственное, что могло повлиять на предложение снизить прожиточный минимум, — снижение цен на зерновые из-за высокого урожая в прошлом году. Но это одномоментное явление», — говорит он.

Связь с поправками в Конституцию:

Эксперт также посчитал странным, что речь о снижении прожиточного минимума идет на фоне «дискуссий последних месяцев в пользу большей социализации государства» с доведением минимальной зарплаты до прожиточного минимума. 

«Вряд ли это связано с предложением президента закрепить в Конституции, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума. Хотя само по себе такое закрепление носит бредовый характер, ведь почти никто же не понимает, как определяется прожиточный минимум, но эти два понятия будут объединены. Думаю, нет цели вводить чисто техническое изменение на 400 рублей прожиточного минимума, чтобы не так сильно повышать зарплату, потому что сейчас минимальная зарплата коррелирует с прожиточным минимумом», — добавил Мовчан.

Что важно знать:

Эксперт обращает внимание, что реальный размер зарплат мало зависит от официального минимального размера оплаты труда. «Все это продукт хаотических метаний разных чиновников в попытках собрать куски бюджетов, и не стоит на это всерьез смотреть, как не стоит смотреть на минимальную зарплату. Она же — только критерий для того, чтобы начислять штрафы. В реальности зарплата определяется либо в отдельном постановлении чиновников о зарплате в госучреждениях, либо отдельными договорами и рыночными условиями для частных компаний, поэтому какая бы не была минимальная зарплата, это в общем ни на что не влияет», — сказал Мовчан.

Комментарий подготовила Александра Савченко.