Лаврская сообщила, что недавно ее знакомые прислали ссылку на документ «Временный порядок оформления документации при ввозе и вывозе культурных ценностей». Там говорится, что министерство культуры еще в 2018 году включило инструменты работы нескольких мастеров в список культурных ценностей. В числе этих мастеров значится и Тимофей Подгорный, который делал альт Лаврской. Это значит, что ее инструмент с 24 апреля 2018 года официально стал государственной культурной ценностью, замечает его владелица.

«Некоторое время я находилась в шоковом состоянии. Все музыканты, с которыми я разговаривала, слышали об этом реестре впервые. Даже руководство филармонии не в курсе нового закона. Как такое может быть? Если министерство культуры делает поправки в законе, то почему не уведомляет об этом хотя бы государственные оркестры страны? В других оркестрах тоже не слышали об этом. А ведь много у кого инструменты мастеров Подгорного, Витачека, Морозова и так далее. Почему музыканты ничего не знают?» — спрашивает Лаврская.

Она также рассказала, что недавно была на экспертизе, куда привозили ее альт. В заключении написали, что альт стал культурной ценностью еще в 2017 году, но «не смогли внятно ответить», почему это произошло тогда, а не в 2018 году, когда появилось нововведение. Однако, обращает внимание Лаврская, на момент получения паспорта инструмента, он культурной ценностью не был.

«В чем моя вина? У паспорта на инструмент срок действия не ограничен! То есть я везла свой собственный инструмент с паспортом, в котором стоит пометка: «культурной ценности не представляет», есть печать Минкультуры. Как нам, музыкантам, догадаться, что инструмент стал вдруг культурной ценностью? Многие скажут, что незнание закона не освобождает от ответственности. Но законы обычно объявляются, уведомляются организации. А тут по-тихому закон приняли и теперь кто попался — сам виноват. Удобно, не правда ли?» — говорит артистка филармонии.

Пока Лаврская не знает, что будет с ее инструментом, и опасается, что его могут навсегда отобрать. «Прискорбно только то, что инструмент купили мне родители, когда я заканчивала аспирантуру, на свои заработанные деньги», — добавила она.

«Сноб» отправил запрос в министерство культуры. 

Что произошло:

В начале февраля 2020 года Лаврская пожаловалась, что по возвращении с гастролей в Германии на таможне в московском аэропорту Домодедово у нее и коллеги конфисковали музыкальные инструменты. Таможенники решили, что предметы могут представлять культурную ценность. Особенность этого случая в том, что инструменты забрали не при вывозе, а при ввозе.

Пост Лаврской в фейсбуке вызвал отклик коллег, которые попадали в похожую ситуацию. Свои истории они рассказали под хештегом #ГастролиБезШтрафов