Уже ночью с 21 на 22 февраля «МБХ медиа» опубликовало комментарий адвоката Оксаны Маркеевой, которая защищает упомянутого в расследовании Дмитрия Пчелинцева. По ее словам, публикация «Медузы» — вброс силовиков: «Если бы они были причастны, а их допрашивали как свидетелей по делу об убийстве уже когда они были в СИЗО, ФСБ обязательно бы зацепилось за это. И сейчас бы о деле "Сети" никто бы не знал».

Глава фонда «Русь сидящая» Ольга Романова прокомментировала материал в фейсбуке: «То, что сделала "Медуза" — что и как — отвратительно». Она обратила внимание что в расследовании нет фактов и экспертных комментариев. «И очень похоже на слив. Как будто бы кто-то держал редакцию за причинное место, и что-то припоминал», — пишет она.

Журналист Сергей Пархоменко в своем телеграм-канале назвал материал «Медузы» «профессиональным провалом» и «первичным сырьем», добавив, что нужно было перепроверить информацию, взять комментарии экспертов и изложить позицию с другой стороны. Сам факт публикации материала Пархоменко посчитал недобросовестным и безответственным шагом, но не увидел оснований, чтобы считать расследование заказным.

По мнению главреда The Insider Романа Доброхотова, публикация этого материала стала «большой ошибкой» «Медузы», а сам текст вышел «сырым». Однако он посоветовал «не чморить и не хоронить» издание раньше времени. «И на старуху бывает проруха», — добавил он.

 

Оппозиционер Михаил Ходорковский написал в фейсбуке, что на месте фигурантов дела «Сети» он считал бы нужным еще перед публикацией заранее обсудить такой материал «со специалистами-расследователями из других изданий и правозащитных групп». «Если это было сделано — хотелось бы знать», — добавил он.

Шеф-редактор Znak.com Дмитрий Колезев тоже прокомментировал расследование в своем телеграм-канале. По его мнению, это «кейс на тему журналистской этики». «Вопрос звучит так: нужно ли публиковать такую информацию, если фигурантов и так приговорили к огромным срокам, причем с использованием пыток и оговоров?» — пишет он. Колезев предположил, что ресследование «Медузы», вероятно, ухудшит положение осужденных и негативно скажется на общественной поддержке. Тем не менее он добавил, что информация о наркотиках была известна и ранее, но сведения об убийстве Колезев посчитал спорными.

В фейсбуке также высказалась Зоя Светова, правозащитник и обозреватель «МБХ медиа». Она назвала расследование «Медузы» «беспомощным в профессиональном отношении материалом», и предположила, что причиной для этого могла стать спешка из-за потребности «опорочить фигурантов дела». «Правозащитники и активисты может и продолжат за них вписываться, а политики уже вряд ли», — добавила она.

Несколько иного мнения оказалась журналист «Новой газеты» Анастасия Миронова. Она указала на фрагмент материала, где говорится о попытке источников издания еще в апреле 2019 года рассказать журналистам свою версию, но им якобы отказали из-за опасений навредить фигурантам. Миронова добавила, что «Медузе» следовало опубликовать эту информацию вне зависимости от активности общественной поддержки осужденных.

О расследовании:

«Медуза» взяла материал в работу из-за информации от знакомого фигурантов дела по имени Илья (его фамилия не уточняется). Ранее он пытался вести самостоятельное расследование вместе с женой фигуранта петербургской «Сети» Виктора Филинкова Сашей Аксеновой. По мнению Ильи, некоторые из фигурантов дела могут быть причастны к изготовлению и торговле наркотиками, а также к убийству своего соратника Артема Дорофеева и исчезновению его девушки Екатерины Левченко. Он считает, что петербургские фигуранты и пензенский фигурант Виталий Куксов попали под следствие случайно.

В расследовании также приводятся комментарии левых активистов, знакомых с пензенскими фигурантами, и рассказ скрывшегося за границей бывшего товарища фигурантов дела Алексея Полтавца. Анонимные собеседники издания рассказали, что ко многим фигурантам дела они относились с подозрением и знали, что те торговали наркотиками. Полтавец прямо сказал о «коллективном решении» убить Дорофеева и Левченко, которые знали об их делах с наркотиками. Он также указал предположительное место захоронения тела Левченко. Останки Дорофеева обнаружили в лесу под Рязанью еще в ноябре 2017 года.

О деле «Сети»:

В 2017 и 2018 годах в Пензе и Петербурге задержали и арестовали несколько антифашистов и анархистов. По версии обвинения, они создали «террористическое сообщество "Сеть"» для того, чтобы устроить мятеж во время выборов президента и чемпионата мира по футболу. Родственники фигурантов дела и они сами сообщали о пытках арестованных и свидетелей, в том числе электрическим током, но следствие не стало возбуждать дело ни по одному из этих эпизодов.

В январе 2019-го одного из фигурантов дела «Сети» Игоря Шишкина приговорили к 3,5 года колонии общего режима за участие в террористическом сообществе. Он полностью признал вину, заключил сделку со следствием и дал показания на других обвиняемых. Так же поступил другой обвиняемый — Егор Зорин, чье дело прекратили в сентябре 2018 года.

10 февраля Приволжский окружной военный суд приговорил семерых фигурантов дела «Сети» к лишению свободы от шести до 18 лет: 27-летний Дмитрий Пчелинцев получил 18 лет колонии строгого режима, 23-летний Илья Шакурский — 16 лет строгого режима и штраф 50 тысяч рублей, 30-летний Андрей Чернов — 14 лет строгого режима, 25-летний Максим Иванкин — 13 лет строгого режима, 25-летний Михаил Кульков — 10 лет строгого режима, 31-летний Василий Куксов — девять лет общего режима, 27-летний Арман Сагынбаев — шесть лет общего режима.