Фото: Пресс-служба Discovery Channel
Фото: Пресс-служба Discovery Channel

Плотина Кёльнбрейн

Плотина Кёльнбрейн на реке Мальта — самое крупное гидротехническое сооружение Австрии и один из крупнейших искусственных инженерных проектов мира. Плотина возводилась в период с 1971 по 1977 годы, хотя планы по строительству возникли еще в 30-х годах, но их реализации помешала Вторая мировая война. Для подвоза материалов пришлось создавать дополнительную инфраструктуру — в Альпах была проложена сложная подъездная дорога с шестью тоннелями. Однако практически сразу после запуска в эксплуатацию были обнаружены проблемы: несмотря на то что в плотину было залито 1,6 миллиона кубических метров бетона, уже в 1978 году вода начала просачиваться через трещины.

Ремонтные работы длились до 1992 года — трещины заделывались цементом, синтетической смолой и полиуретаном, что позволило добиться абсолютной устойчивости конструкции. Сегодня поверхность водохранилища располагается на высоте 1902 метра над уровнем моря, водоизмещение плотины — 200 миллионов кубометров. Ричарду Хаммонду предстоит проникнуть за массивную стену на секретном лифте, обнаружить целую сеть тоннелей, спрятанных внутри плотины, присоединиться к команде инженеров и провести с ними ежедневную проверку огромных клапанов, которые способны выпустить достаточно воды, чтобы заполнить долину. 

Бреннерский тоннель

К 2028 году должно завершиться строительство грандиозного Бреннерского тоннеля, который станет вторым по протяженности в мире после швейцарского Готардского — 55 километров железных дорог будут проходить через Восточные Альпы, под перевалом Бреннер. Тоннель берет начало от центрального вокзала Инсбрука (Австрия) и идет до Фортецци (Италия): по проекту, он заменит часть нынешней железной дороги Brenner и станет частью «Линии 1» (маршрут Берлин — Палермо) Трансъевропейских транспортных сетей. Строительство тоннеля именно под перевалом Бреннер продиктовано логистической необходимостью: этот участок — один из важнейших транспортных маршрутов между Северной и Южной Европой. Кроме того, через Австрию проходят и ключевые грузоперевозки из Восточной в Западную Европу — преимущественно автомобильные, — что негативно сказывается на экологической обстановке региона. Снизить воздействие на окружающую среду и уменьшить пробки призван новый железнодорожный тоннель, строительство которого оценивается в 11 млрд долларов. 

Максимальный уклон новых железных дорог составит всего 1,2%, а уклон в тоннеле — и вовсе около 0,7%, поэтому допустимый вес для перевозок возрастет сразу в два раза. Время в пути, наоборот, сократится: расстояние между Инсбруком и Больцаном локомотивы будут проходить за неполный час вместо двух. Тоннель проходит в Альпах на высоте около 840 метров над уровнем моря, а заглубление достигает 1600 метров от поверхности земли. В ходе строительства вынимается скальная порода, объем которой, по прогнозам, превысит 11 млн кубических метров. Ричарду Хаммонду предоставили эксклюзивный доступ в огромный лабиринт строящихся пещер и туннелей между Австрией и Италией, чтобы он мог рассказать зрителям, как человечество научилось — в буквальном смысле слова — сдвигать горы.  

«Бурдж-Халифа»

«Бурдж-Халифа», или «Дубайская башня» — сооружение, про которое множество раз говорят «самое»: самое высокое и самое многоэтажное здание в мире, здание с самым быстрым лифтом, с самым высоко расположенным рестораном и смотровой площадкой. Этот 130-этажный небоскреб — высочайшее наземное сооружение не только на данный момент, но и за всю историю человечества: он достигает 828 метров. Возведение такого гиганта длилось 6 лет — начало было положено в сентябре 2004 года, а торжественная церемония открытия состоялась 4 января 2010 года. Строительство шло со скоростью 1–2 этажа в неделю, а каждый день на работах было задействовано около 12 000 человек. 

 Фото: Пресс-служба Discovery Channel
Фото: Пресс-служба Discovery Channel

На создание этого колосса потребовалось примерно 320 тыс. м³ бетона и свыше 60 тыс. тонн стальной арматуры, которые ушли на сборку 180-метрового шпиля. При этом бетон для «Бурдж-Халифа» разрабатывался отдельно: нужна была такая смесь, которая бы выдерживала сверхвысокие температуры Дубая (до +50 °C). Чтобы удерживать невероятный вес здания и стабилизировать всю конструкцию, в фундаменте расположили 200 висячих свай длиной 45 метров и диаметром полтора метра, а дополнительную устойчивость небоскребу придает асимметричная форма. 

Фото: Пресс-служба Discovery Channel
Фото: Пресс-служба Discovery Channel

Поверхность «Бурдж-Халифа» примерно равна площади 17 футбольных полей, а внутри располагаются торговые центры, отель, офисные здания и квартиры. Здание отделано тонированными стеклянными термопанелями, которые уменьшают нагрев помещений внутри. Стёкла небоскреба моют ежедневно, и Ричарду Хаммонду как раз предстоит попробовать себя в новой профессии — для этого ему понадобится перебороть свой страх высоты. Кроме того, он побывает практически на каждом этаже «Бурдж-Халифа» и исследует здание вдоль и поперек, чтобы раскрыть уникальные инженерные секреты, позволяющие функционировать этому гигантскому вертикальному городу. 

Платформа Appomattox

Гигантская полупогружная буровая установка Appomattox — крупнейшая платформа компании Shell в Мексиканском заливе. Она была построена на верфи в Техасе для работ в заливе в 130 км от берегов Луизианы, где глубина моря составляет 2250 метров. Комплекс располагается на четырех опорах, весит платформа 125 тысяч тонн, в высоту достигает 45 метров, а в ширину — более 200 метров.

Создавалась эта огромная установка по принципу конструктора лего: корпус был построен в Южной Корее, а на досборку отправлен в Техас. Верхняя часть платформы также строилась модульно: частично ее собирали в Луизиане и Алабаме, а воедино сводили уже в Техасе. Чтобы транспортировать отдельные составляющие этого грандиозного лего, компании пришлось привлечь супергиганта — специальное судно Guang Hua Kou. С платформы Appomattox планируется пробурить 15 добывающих скважин и 5 нагнетательных, а ожидаемый объем добычи — эквивалент 175 тыс. баррелей нефти в сутки. Ричард отправляется исследовать этот невероятный плавучий город, чтобы узнать, какие технологии позволяют платформе противостоять ураганам и штормам, как происходит снабжение всем необходимым, как доставляются грузы и как живут люди, работающие на платформе. 

Обо всех этих грандиозных сооружениях и других гигантских шедеврах инженерной мысли — смотрите в программе «БОЛЬШОЕ и Ричард Хаммонд» по вторникам в 22.00 (мск) на Discovery Channel.