Фото: Chokniti Khongchum/Pexels
Фото: Chokniti Khongchum/Pexels

Биотехнологии знакомы людям давно: выведение самых вкусных помидоров или производство пива — тоже биотехнологии, пусть и очень простые. В последние 70 лет разработки в этой сфере стали гораздо сложнее и разнообразнее. После открытия структуры ДНК в 1950-х появилась генная инженерия — теперь ученые могут «редактировать» биологические организмы, создавать новые и развивать в них качества, которые полезны людям. Микроорганизмы и то, что они производят, используются в самых разных областях — для создания лекарств, строительных материалов, полезных пищевых добавок и даже одежды.

В России пока не очень много компаний, которые занимаются биотехнологиями. Одна из таких — саратовская компания «Биоамид», которая начинала с промышленной технологии получения акриламида. Это вещество нужно для производства полимеров, которые используются в нефтедобыче, медицине, для очистки питьевой воды и производства удобрений. «Биоамид» в 1996 году основали бывшие сотрудники саратовского филиала ВНИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов. Научные институты сильно пострадали во время перестройки, а филиалу института особенно не повезло: он только-только появился и еще не имел собственного помещения и оборудования, так что прекращение финансирования фактически не оставило ему шансов. Но остались специалисты — коллектив инженеров, химиков и биологов, которые решили создать свою компанию и продолжать заниматься разработками в сфере биотехнологий. 

Главная технология, которую стали развивать сотрудники «Биоамида», — органический способ получения акриламида. Ученые смогли выделить и усовершенствовать бактерии, способные превращать нитрил акриловой кислоты в акриламид. Раньше, чтобы получить такой же результат, приходилось нагревать акрилонитрил с помощью серной кислоты, в процессе образовывались побочные продукты, которые загрязняли реки. Биотехнология позволяет получить насыщенный раствор акриламида без давления, сильного нагревания или охлаждения. И без побочных продуктов.  

Несмотря на очевидные плюсы новой технологии, заинтересовать крупных отечественных производителей, которые привыкли к старым методам, было сложно. Первой технологию у «Биоамида» купила немецкая компания «Штокхаузен», которая открыла завод в Перми. Благодаря этому контракту саратовская компания смогла купить нужное оборудование и здание бывшей поликлиники, где теперь находится ее офис. Сейчас у «Биоамида» есть и другие важные разработки, например, компания разработала первую в мире промышленную биотехнологию производства солей акриловой кислоты, которые тоже используются в производстве полимеров. Но технология получения акриламида по-прежнему главная кормилица компании: «Биоамид» продает необходимые для производства акрилонитрила соединения в Италию, Великобританию и США. 

Еще две сферы, в которых используются разработки «Биоамида», — фармацевтическое производство и сельское хозяйство. В 2000-х саратовские исследователи придумали, как с помощью биотехнологий получать L-аспарагиновую кислоту хорошего качества. Это вещество добавляют в медицинские препараты для повышения их эффективности: еще с 1960-х известно, что аспарагиновая кислота способствует доставке в кровь ионов калия и магния. На основе этой кислоты делают кардиологические препараты для устранения аритмии и предынфарктных состояний — так, на базе исследований «Биоамида» разработали кардиологический препарат Аспаркам-L, который сейчас успешно производят на фармацевтических предприятиях в России и Белоруссии.

После успеха с калием и магнием исследователи решили добиться того же эффекта с другими микроэлементами — чтобы аспарагиновая кислота помогала доставлять соли цинка, железа, кобальта и марганца. Эти элементы используются в кормах в животноводстве и птицеводстве — в рацион животных добавляют полезные для роста вещества. Биотехнологии позволяют производить необходимые компоненты для корма, которые гораздо лучше усваиваются, чем неорганические аналоги, долго хранятся, а производство меньше вредит природе. С проектом, посвященным кормовым добавкам, «Биоамид» и попал в «Сколково»: в 2015 году, когда в фонде появилось сельскохозяйственное направление, саратовская компания получила грант и смогла провести испытания новой технологии. Пока «Биоамид» работает на российский рынок, и с ним по-прежнему есть сложности: производители с недоверием относятся к новинке, поэтому каждый раз приходится доказывать, что биотехнологии работают и приводят к хорошим результатам. 

Сейчас в «Биоамиде» работает около 70 человек, из них 24 — научные сотрудники. Переезжать в Москву невыгодно. Фонд «Сколково» дал компании грант и помог привлечь инвестиции на совершенствование производства в Саратове. 

Автор — Ксения Петрова