Фото: Andrew Neel/Pexels
Фото: Andrew Neel/Pexels

Как в условиях пандемии найти золотую середину между неоправданной беспечностью и разрушительной тревожностью?

Наталья Ривкина: Первое, что важно знать: тревога — это здоровая реакция организма в ситуации любой угрозы, кризиса или необходимости решить проблему. Поэтому в сегодняшней ситуации испытывать тревогу абсолютно нормально.

Проблема возникает, когда тревога достигает такой силы, что мешает человеку жить нормальной жизнью, а в сложившейся сейчас ситуации — выдерживать те изменения, с которыми он столкнулся. Например, с необходимостью долго находиться дома, с вынужденным отказом от своих привычек: встреч с друзьями, близкими, занятий спортом и т. д.

Особенно это касается тех, кто подвержен тревоге по складу характера и благодаря особенностям психики. Зачастую в основе тревоги лежат страхи и некие негативные прогнозы, которые человек строит в своей голове. Фиксация на будущем — на предчувствиях, предположениях, каким это будущее может быть в перспективе недель, месяцев или лет, — может стать тяжелым бременем для психики. Из-за этого у человека может нарушаться сон, работоспособность, взаимоотношения с близкими.

С другой стороны, мы видим людей, которые ударяются в противоположную крайность: мол, ничего опасного не происходит. Если человек игнорирует любую потенциально тревожную информацию, это тоже определенный защитный механизм. Тактика отрицания дает возможность выдерживать эмоциональные нагрузки, с которыми наше сознание в данный момент не может справиться.

В целом, тактика отрицания — это здоровая и нормальная реакция, но в сегодняшней ситуации она тоже несет риски. Такие люди могут нарушать правила и рекомендации, которые введены сейчас для сдерживания эпидемии. Тем самым «отрицатели» могут причинить вред как себе, так и окружающим.

В состоянии неопределенности, когда мы не можем точно предсказать, как долго сохранится текущая ситуация, важно выдерживать баланс между нашими страхами и отрицанием. В этом помогает достоверная информация о происходящем.

Следует разумно минимизировать поток негативных сообщений, которыми сейчас наводнены СМИ и социальные сети. Совсем отказываться от информации не стоит, но получать ее надо дозированно и только из достоверных источников. В ЕМС мы создали Координационный штаб по коронавирусу, где анализируется вся самая последняя информация по распространению заболевания, методам профилактики и лечения. Также для наших пациентов открыта горячая линия, на которую ежедневно поступает более 500 звонков. 

В ситуации ограничений, в которой мы оказались, важно, насколько это возможно, сохранять наши повседневные привычки. Находясь дома и работая дистанционно, желательно соблюдать распорядок дня: не ходить целый день в пижаме, не ложиться поздно спать, не откладывать всю работу на вечер — все это усиливает тревогу. Полезно в определенное время заниматься физкультурой, собираться всей семьей за столом. Это дает ощущение спокойствия и устойчивости. Привычные ритуалы нас очень поддерживают. Это сигналы, которые убеждают нас, что жизнь продолжается в обычном формате, она контролируема и предсказуема. И эта предсказуемость успокаивает. 

Что делать, если я по своей природе мнительный человек и, случайно кашлянув или чихнув, начинаю впадать в панику, подозревая страшное?

Наталья Ривкина: Мнительные люди склонны прогнозировать неблагоприятные события, такие как безденежье, болезни, потеря отношений, даже если для этого нет никаких оснований, и эмоционально реагировать на них так, как будто они уже произошли.

Что может помочь? Четкое понимание ситуации, например, в данном случае — знание о том, как проявляется коронавирусная инфекция. Нужно понимать, что если человек один раз чихнул — это еще ничего не значит. Для оправданного беспокойства должен быть комплекс симптомов, которые проявляются определенное время. Лучше иметь при себе их список. Можно обсудить свое беспокойство с врачом или позвонить на горячую линию (8-800-2000-112), чтобы узнать, когда нужно обращаться за медицинской помощью. Очень важно, чтобы у вас был четкий план, алгоритм, как вы будете действовать в случае заболевания, какого врача вызовете, откуда. Это убирает неопределенность и снижает тревогу.

Если вы тревожный или мнительный человек, полезно составлять расписание дел на следующий день. Возможно, это будет просто уборка или разбор гардероба, чтение или игры с детьми — важно, чтобы у вас было определенный план действий на завтра.

Как вести себя с подверженными ипохондрии родственниками и друзьями?

Наталья Ривкина: В первую очередь, сказать им, что вы их понимаете, что испытывать тревогу — это нормально и было бы странно, если бы они ее не испытывали. Гораздо больше человека угнетает, когда мы говорим ему «да ладно тебе, чего тут бояться», «все нормально», «все под контролем». Он-то внутри себя по-прежнему беспокоится, и для него проблема существует. 

Фото: Toa Heftiba/Unsplash
Фото: Toa Heftiba/Unsplash

Важно предоставлять мнительным людям достоверную информацию. А также помогать им сохранить привычный распорядок жизни. Если им сложно самим организовать свой день, попробуйте помочь. Подумайте и обсудите вместе с ними, какую создать систему поддержки. Например, некоторые люди чувствуют себя спокойнее, когда они общаются по скайпу с друзьями или родственниками. Если вы видите, что близкий человек не только испытывает тревогу, но еще не спит ночью, подавлен, у него нарушен аппетит, он перестает следить за собой, — необходимо обеспечить ему поддержку специалистов. Это можно сделать и с помощью видеоконсультации. В последнее время у нас в несколько раз выросло количество онлайн-обращений в отделение психотерапии. Возможность получить помощь дистанционно — большая поддержка для людей в кризисной ситуации. 

Правда ли, что повышенная тревожность ослабляет иммунитет?

Наталья Ривкина: Тревога мешает нам справляться с трудностями, усиливает реакцию на стресс. У людей с какими-либо заболеваниями, например, кардиологическими, она может влиять на артериальное давление и вызывать сопутствующие проблемы. Но доказательства прямого влияния тревоги на иммунитет не существует.

Насколько вообще преувеличены страхи, связанные с пандемией COVID-19?

Александр Доленко: Трудно сказать, насколько именно, но, по моему мнению, освещение данной темы в СМИ все-таки чрезмерно.

Безусловно, риск заразиться коронавирусом существует. Вирус SARS-CoV-2, который вызывает заболевание COVID-19, — один из большой группы коронавирусов, вызывающих ОРВИ. Порядка 80% заболевших выздоравливают без лечения. Есть случаи очень легкого и бессимптомного течения болезни.

Основная проблема заключается в том, что, во-первых, этот вид коронавируса для человека новый и против него еще не выработан популяционный иммунитет. Этим объясняется его быстрое распространение по миру. И, во-вторых, COVID-19 чаще, чем грипп или ОРВИ, может вызывать осложнения. Примерно в одном из шести случаев возникает тяжелая симптоматика с развитием дыхательной недостаточности. Наиболее тяжелое течение наблюдается в старших возрастных группах. Опасности прежде всего подвержены пожилые люди с имеющимися соматическими заболеваниями: диабетом, артериальной гипертензией, заболеваниями сердца. Чем старше человек, тем выше вероятность тяжелого течения.

Из-за высокой заболеваемости по миру абсолютное число случаев, требующих госпитализации, велико. Существует реальный риск перегрузки системы здравоохранения. Этим и объясняются принятые меры, призванные сдержать быстрое распространение инфекции.

По данным ВОЗ, истинный коэффициент смертности от COVID-19 в настоящее время определен неточно. Однако, по имеющимся сведениям, количество умерших, отнесенное к числу зарегистрированных случаев заболевания, колеблется в пределах 3–4%. Для сравнения: смертность при сезонном гриппе обычно находится на уровне до 0,1%, а при тяжелом остром респираторном синдроме (атипичная пневмония, вспышка 2003 года) летальность достигала 9,6%.

Поэтому в целом не стоит впадать в панику при первых же симптомах ОРВИ, но соблюдать меры предосторожности, чтобы уберечь тех, кто находится в группе риска, а также чтобы не допустить перегрузки больниц, просто необходимо. 

При каких симптомах действительно пора вызывать врача?

Александр Доленко: При повышении температуры тела более 38°C в сочетании с недомоганием, ломотой, кашлем, одышкой (тяжело дышать, не хватает воздуха). А также при тошноте и рвоте в сочетании с вышеописанными симптомами.

При невысокой температуре и легком течении ОРВИ лучше оставаться дома и следить за своим состоянием. Если вас что-то беспокоит, можно вызвать врача на дом или проконсультироваться дистанционно.

Фото: Polina Tankilevitch/Pexels
Фото: Polina Tankilevitch/Pexels

Можно ли доверять сообщениям об установлении новых симптомов COVID-19, например, о частичной или полной потере обоняния у значительной части заболевших?

Александр Доленко: Эта информация официально еще не проверена. Российские специалисты, наблюдающие пациентов с подобной патологией, о таких симптомах пока не говорят.

Симптомы каких заболеваний можно ошибочно принять за коронавирусную инфекцию COVID-19?

Александр Доленко: Обычную простуду (ОРВИ), грипп, бронхит, гастроэнтерит. Каких-то специфических симптомов, позволяющих достоверно отличить COVID-19 от ОРВИ или гриппа, нет. Поставить точный диагноз можно только по результатам тестирования.

Как информационная гигиена способна предотвратить избыточную тревожность?

Александр Доленко: Пореже открывайте ссылки, в большом количестве рассылаемые через социальные сети. Не реагируйте на домыслы и фантазии некомпетентных людей. Доверять нужно только достоверным источникам.

Соблюдайте рекомендованный режим самоизоляции, это очень важно для защиты и вас, и окружающих. 

Если вы работаете или выходите из дома по необходимости, соблюдайте правила, рекомендованные ВОЗ: снижение контактов, гигиена рук, правила поведения в общественных местах (дистанция с окружающими не менее полутора-двух метров), правила использования носовых салфеток и другие. 

И самое главное — слушайте своего врача и доверяйте ему. Если есть вопросы или появилась новая информация, ее лучше обсудить не в интернете, а со специалистом. Сейчас можно это сделать и без личного контакта и посещения клиники, позвонив или получив видеоконсультацию.

Подготовил Алексей Тиматков