Фото: Москино
Фото: Москино

Ɔ. Вы руководите «Москино» три года. За это время многое сделано, есть планы на будущее. И вдруг приходится все отменять и закрывать. Это стресс для руководителя? Как вы справляетесь?

Когда я пришла на эту позицию, учреждение находилось в упадке. По сути, бренд «Москино» существовал на бумаге, но его никто не воспринимал, его не было ни на вывесках, ни на афишах. Пришлось провести полноценный перезапуск всей организации, начиная с финансовых процессов и заканчивая персоналом. Это было непросто со всех точек зрения и осложнялось тем, что часть команды была против, им казалось, что и так хорошо, потому что «так было всегда».

Я понимала, что вместо кинотеатров с разными концепциями и мероприятиями, объединенными лишь формально, нужно запустить единую программу, сквозные специальные проекты и фестивали, распространить на сеть единые стандарты. В конце 2017 года мы разработали единый стиль, который придумали в мастерской Димы Барбанеля с арт-директором Антоном Федоровым, а в начале 2018-го начали внедрять визуальную коммуникацию, монохромный цвет, стилистику с отсылкой к 60-м годам. И если раньше условный кинотеатр «Звезда» или «Космос», которые были флагманами с собственной историей, немного стеснялись выступать как часть «Москино», то сейчас наоборот — мы стали брендом с позитивной коннотацией и на профессиональном рынке, и в восприятии зрителей. После периода 2017–2018 годов, когда пришлось принимать ряд жестких решений, мне уже ничего не страшно.

Ɔ. То есть карантин дается легче?

Да, в том числе и потому, что такая ситуация у всех. Мы не в худшем положении, даже, наверное, в лучшем по сравнению со всеми сетями и многими другими сферами. Мы не платим аренду, а это большая часть затрат любой коммерческой сети. Все здания и помещения, в которых расположены наши кинотеатры, в собственности города и в нашем оперативном управлении. Это существенно облегчает положение. Плюс у нас есть запас прочности на пару месяцев вперед. 

Ɔ. Как по-вашему, что будет дальше?

Есть два варианта развития событий. Первый — всем настолько надоест сидеть дома, что после отмены карантина люди массово пойдут развлекаться в рестораны, кинотеатры, магазины. Но тут есть одно но: многие останутся без работы и денег.

Второй прогноз: все настолько привыкнут смотреть кино дома с онлайн-платформ, что не пойдут в кинотеатры, даже когда появится такая возможность. Хотя онлайн-платформы скоро будут поднимать цены.

Непонятно к тому же, что будет с новыми релизами. Если мы чудом откроемся в июне или, что более реалистично, в июле-августе, что мы будем показывать? Тех же «Джентльменов» или «Лед-2»? По логике прокатчика, релиз надо отложить минимум до осени либо на следующий год. А кинотеатрам надо как-то выживать.

Ɔ. Насколько быстро вы отреагировали на ситуацию с закрытием? 

Практически моментально. 16 марта вышел первый указ мэра о том, что нельзя собираться группами более 50 человек. Мы понимали, что, хотя это пока не ограничивает полностью доступ в кинотеатры, меры, скорее всего, будут усиливать. 17 марта мы закрылись. Нам понадобилось примерно полдня, чтобы все подготовить. Коммерческие сети в основном еще продолжали работать неделю и даже больше, продавая лимитированное количество билетов на сеанс. Но мы, как городская сеть, закрылись первыми.

Ɔ. Все сотрудники перешли на удаленную работу?

Все, кроме тех, кто не может работать удаленно без зрителей — например, администраторов или киномехаников. При этом руководители каждого кинотеатра продолжают планировать работу. У нас довольно крупная организация: 200 сотрудников, 14 зданий. В первую неделю мы занимались консервацией — проводили уборку, инвентаризацию, опечатывали кассовые аппараты. На объектах остается охрана и периодически приезжает эксплуатирующая служба.

Ɔ. Сложно было перейти на удаленный режим работы? 

Сделать так, чтобы все хорошо работали удаленно, — очень непростая управленческая задача, особенно если люди привыкли работать в офисе. Часть подразделений довольно органично перешла на работу из дома, и разницы не видно. Есть подразделения, которые перевести непросто.

Синхронизировать всех — тоже часть работы. В чате со всеми руководителями почти 40 человек. Работаем через те же инструменты, что и все — Zoom, мессенджеры, Google-таблицы. Ничего нового не изобретаем.

Я пишу письма, которые получают все сотрудники. В них я сообщаю новости, новые требования и правила. И если раньше я писала одно письмо в месяц, то теперь — несколько раз в неделю. 

Еще есть задача обучить сотрудников полезным навыкам, до которых давно не доходили руки. Поэтому сейчас мы разработали что-то вроде внутреннего онлайн-университета.

Фото: Москино
Фото: Москино

Ɔ. Как быстро вы подготовили онлайн-программу? Что нового ждет зрителей «Москино»?

Мы стали работать над переводом в онлайн сразу после закрытия. Для начала решили завершить те проекты, которые у нас шли в кинотеатрах, например, «Синематека: Идентификация женщины» Алисы Таежной. У нас собственного контента нет, мы не онлайн-кинотеатр и не стремимся им быть. Но мы вступаем в коллаборации со всеми, кто этим контентом легально обладает — от Культуры.рф и Мосфильма до «Кинопоиска» и прочих онлайн-платформ, которым мы делаем подборки, лекции.

Недавно провели Фестиваль мобильного кино с серией мастер-классов съемки на мобильный телефон. Сейчас в проекте «Говорит Москино» встречаемся с режиссерами, кинокритиками, где обсуждаем короткий и полный метр, видеоперформансы, проводим лекции по шрифтам в кино. А следующую неделю посвятим Москве в кино: проведем виртуальные экскурсии по улицам города и покажем редкие кинохроники, организуем лекцию о том, как менялся образ столицы в кино, и покажем любимые фильмы о Москве. Еще планируем онлайн-фестивали и продолжим проводить киноклубы.

Ɔ. Все это будет бесплатно? 

Да, мы ничего не монетизируем и в общем не очень представляем, как можно что-то монетизировать в онлайне с учетом засилья бесплатного контента. Мы это делаем в рамках наших бесплатных событий и проектов, которые раньше делали офлайн. 

Ɔ. У «Москино» огромный пленочный архив, вы часто делали кинопоказы и стараетесь сохранять пленочные аппараты в кинотеатрах. Расскажите об этом подробнее.

Наш архив — это 5000 наименований, а самих копий больше. Это правопреемник Мосгорпроката, все кино, которое показывалось в Москве, собиралось для дальнейшего использования. Сейчас мы проводим ревизию качества пленки и выясняем возможности показа. В отличие от Госфильмофонда, который был создан для сохранения, наш фонд был создан для показа, поэтому мы исходим из этой логики. Но когда мы планируем капитальный ремонт кинотеатров, мы не всегда можем пройти экспертизу. Пленочные аппараты не всегда соответствуют современным требованиям, и объяснить, зачем они, если есть цифра, — это отдельная боль.

Фото: Москино
Фото: Москино

Ɔ. Какое кино вы бы посоветовали посмотреть сейчас, когда большинство из нас сидит по домам?

В нашем Instagram мы ежедневно публикуем советы режиссеров, продюсеров, актеров, журналистов о том, что сейчас можно смотреть дома — бесплатно на сервисах. 

Я же рекомендую «Свет моей жизни» Кейси Аффлека. Фильм вышел в прошлом году, я его смотрела на Берлинале. Очень пронзительное кино о мире после эпидемии и самых важных вещах в жизни. Только перед просмотром ничего про него не читайте, так будет интереснее смотреть.

Еще один из моих любимых фильмов про апокалипсис — «Пекло» Дэнни Бойла с Киллианом Мерфи в главной роли. О том, как команда астронавтов летит к Солнцу, чтобы взорвать его и спасти мир от гибели.

А вообще сейчас самое время смотреть и пересматривать классику. Когда еще у вас будет столько времени, чтобы изучить историю кинематографа.

Беседовала Анастасия Рыжкова