Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ
Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

30 больных

21 апреля Директора фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» Ольгу Романову вызвали на допрос в качестве свидетеля по делу о распространении недостоверной информации о коронавирусе.

По данным следствия, 9 апреля на сайте «Руси сидящей» в разделе, посвященном мониторингу ситуации с COVID-19 в тюрьмах, была размещена «заведомо ложная информация об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а именно о том, что якобы 30 заключенных колонии в поселке Топорок Новгородской области заболели коронавирусной инфекцией». 

Как рассказал «Снобу» глава юридического отдела «Руси сидящей» Алексей Федяров, 9 апреля на сайте действительно появилась публикация о том, что в колонии в Топорке 30 человек болеют. «Однако, чем они заболели, не уточнялось. В тексте вообще не упоминались какие бы то ни было вирусы и инфекции. В тот же день Ольга Евгеньевна (Романова — Прим. ред.) сняла публикацию, потому что она не соответствовала теме раздела — коронавирус. Кроме того, на сайте есть дисклеймер, предупреждающий читателей о том, что информация из раздела “Коронавирус” требует дополнительной проверки», — пояснил Федяров.

О возбуждении уголовного дела в «Руси сидящей» узнали из СМИ. Ольга Романова отметила, что первым о возбуждении уголовного дела сообщил телеканал Russia Today, заявивший, что в его распоряжении есть соответствующее постановление. Фонд обвинил Russia Today в нарушении тайны следствия и подал на телеканал в суд. 

Обыски и мошенничество

Новая редакция статьи 207.1 Уголовного кодекса, ставшей основанием для возбуждения дела по факту публикации «Руси сидящей», вступила в силу 1 апреля. По ней могут наказать штрафом до 700 тысяч рублей или ограничением свободы на срок до трех лет. Первое дело по этой статье возбудили уже через два дня — поводом стала публикация во «ВКонтакте» о заражении коронавирусной инфекцией в одной из поликлиник в Курортном районе города Санкт-Петербурга.

14 апреля уголовное дело по статье 207.1 возбудили в отношении автора проекта «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова. Ранее он опубликовал информацию о том, что курсантов военного училища, в котором якобы 70 процентов заболевших коронавирусом, заставляют делать утреннюю зарядку. С обыском к Воронцову пришло в общей сложности 60 человек — сотрудники правоохранительных органов, Центра «Э» и спецподразделения «Гром». «В то время, когда мы добросовестно соблюдаем режим самоизоляции и носим маски с перчатками — вы направляете к нам домой армию людей, двое из которых были без масок. И тем самым вы ставите под угрозу здоровье меня и моей семьи, реально заразиться коронавирусом. Потому что мы не знаем, кто эти люди и как они соблюдают рекомендации врачей», — прокомментировал ситуацию Воронцов с своем телеграм-канале. 

Всего за последние три недели по статье 207.1 было заведено 12 уголовных дел. Некоторые из них связаны с мошенничеством, но чаще речь идет о распространении информации без намерения получить какую бы то ни было выгоду. Большинство обвинений связаны с разглашением предположительно фейковых фактов о вспышках заболеваемости COVID-19 и вывозе тел из больниц.

Не только фейки

На фоне пандемии коронавируса СК возбудил ряд дел и по другим статьям. Правоохранители Ростовской области заинтересовались нарушением санитарно-эпидемиологических правил в одной из местных больниц, а во Владимирской области завели дело из-за поставки 50 просроченных аппаратов ИВЛ — подарка одного из самых богатых депутатов Госдумы Григория Аникеева. Сам депутат приветствует возбуждение уголовного дела и рассчитывает, что его признают потерпевшим. 

Внимание Петербургского СК привлек «зумбомбинг» — срыв чужих видео-конференций в Zoom. 21 апреля следователи завели уголовное дело из-за срыва дистанционных школьных занятий. По предварительным данным, к срывам уроков может быть причастен стример Артур Амаев. На своем ютуб-канале Russia Paver блогер опубликовал два ролика, на которых он подключается к онлайн-урокам петербургских школьников и разыгрывает их. Сейчас ролики недоступны. Амаеву грозит до двух лет лишения свободы.

Подготовила Ксения Праведная