В конце прошлой недели Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой поддержать принятие закона о ЦФА. В нем говорится, что в период пандемии бизнес «вынужденно и массово обратился к возможностям цифровизации», этот тренд «не должен быть утерян» и не хватает лишь малого — организационного решения, которое могло бы снять все юридические препоны для повсеместного использования цифровых технологий.

Чтобы разобраться, каким образом цифровизация может спасти бизнесменов от разорения и банкротства, «Сноб» опросил ряд ведущих экспертов в этой области. Картина вырисовывается следующая. Если крупный бизнес еще достаточно долгое

время может оставаться «на плаву», постепенно проедая свои резервы, то для малых и средних предпринимателей (МСБ) счет идет буквально на дни. Речь прежде всего об остром дефиците инвестиций для продолжения своей деятельности: и если «мейджоры» находят финансирование без проблем — в крупнейших банках страны или на фондовом рынке, то идти навстречу МСБ инвесторы явно не спешат. Использование же технологии блокчейна позволит таким предпринимателям оцифровать свои активы: выпустить токены, обеспеченные производимыми их компаниями ликвидными товарами, недвижимостью или даже услугами. Закон о ЦФА в этом случае послужит своего рода госгарантией использования этих токенов в качестве товара, залога или инструмента для взаиморасчетов. Причем, в отличие от «физического» товара, токен можно дробить, а потенциальный инвестор сможет приобретать или взять в залог не весь токен, а долю. Как полагает гендиректор Ассоциации ФинТех (АФТ) Татьяна Жаркова, это позволит малым и средним организациям получить доступ к новым цифровым инструментам финансирования без дополнительных издержек на услуги посредников, автоматизировать процессы и быстрее обрабатывать транзакции. Кроме того, безопасная доверенная среда — а ее безопасность гарантирует технология распределенного реестра — сможет привлечь гораздо большее число инвесторов, чем в условиях работы «по старинке».

Фото: Bitcointere/PxHere
Фото: Bitcointere/PxHere

По мнению главного аналитика Qiwi blockchain technologies Татьяны Билык, закон о ЦФА позволит бизнесменам не только привлекать ликвидность, но и успешно решать возникающие у них проблемы с дебиторской задолженностью. Ни для кого не секрет, что в России достаточно распространена практика, когда компания вынуждена длительное время ожидать поступления платежа за поставленную продукцию или оказанные услуги. Зачастую крупные игроки навязывают своим контрагентам такие условия, причем отказаться или пересмотреть их условия у МСБ нет возможности. В ситуации, когда предприятию срочно требуется ликвидность, а сроки погашения дебиторской задолженности могут исчисляться месяцами, финансовый инструмент, по сути позволяющий перепродать свои обязательства стороннему инвестору, смог бы решить эту проблему. И если существующие финансовые инструменты, такие как выпуск облигаций, делают стоимость всей этой истории нерентабельной, то с цифровыми активами ситуация обратная. Любая компания может выпускать и продавать инвесторам ЦФА, обеспеченные обязательствами по дебиторской задолженности, получая деньги на счет и выплачивая за это относительно небольшую комиссию. Согласен с этим и Алексей Благирев, бизнесмен и бывший директор по инновациям банка «Открытие», который отмечает, что дебиторская задолженность в данном случае будет погашаться по методу бартера.

Речь идет о том, что просрочки или дебиторские задолженности поможет решить использование цифрового актива, поскольку все расчеты будут происходить автоматически, а инструмент, который будет использоваться в качестве токена, будет иметь под собой ликвидность, обеспеченную каким-то товаром или активом. При этом участники сделки будут знать, что весь объем токенов, который равен дебиторской задолженности за поставленные товары или услуги, соответствует эквиваленту активов, которые передаются в пользование той или иной стороне.

Впрочем, далеко не все эксперты разделяют оптимизм в связи с идеей принятия закона. Так, по мнению экономиста и колумниста «Сноба» Максима Бланта, ожидания от вступления в силу закона о ЦФА сильно преувеличены. Во-первых, напоминает Блант, блокчейн-бум далеко позади, во всем мире свой пик он прошел в 2017-2018 годах, когда и следовало торопиться с правовым регулированием подобных операций в России. И во-вторых, предусмотренное законом регулирование делает издержки монетизации бизнеса слишком высокими, а успешное размещение и ликвидный оборот токенов отнюдь не гарантированы. Впрочем, одному из авторов письма Мишустину — сопредседателю координационного совета РСПП по вопросам цифровизации, и главе «Норникеля» Владимиру Потанину есть что на это возразить. В своем недавнем интервью «Интерфаксу» бизнесмен заметил, что масштаб тех возможностей, которые открывает закон о ЦФА, пока еще сильно недооценивается. «У общественности, и даже у экспертов и decision-maker-ов, есть мнение, что речь об относительно небольшой сфере применения. Ну хорошо, продаст "Норникель" в цифровой форме палладий, [туроператоры и авиакомпании] продадут ski-pass или авиабилеты, не бог весь какая история... Возможно, у кого-то есть впечатление, что это мелкая история. А это - очень крупная история. В транспортной отрасли, энергетике, финтехе, я уже не говорю о commodity, везде есть очень большой потенциал для применения цифровых технологий». С этим согласна и эксперт Татьяна Жаркова, которая убеждена, что принятие закона о ЦФА может стать одной из важных вех в развитии цифровой экономики России. Этот закон сможет установить нормативно-правовую базу, которая задаст направление развитию российской экономики на многие годы вперед. Из-за пандемии коронавируса бизнес переходит на онлайн-процессы ускоренными темпами, и принятие закона о цифровых финансовых активах может отлично вписаться в актуальный тренд всеобщей цифровой трансформации.