Фото: Пресс-служба сети «Шоколадница»
Фото: Пресс-служба сети «Шоколадница»

Наша отрасль специфична. У нее определенная структура рабочего капитала, и кризис всегда переживается тяжело. У нас нет запасов сырья или продукции. Мы закупаем продукты, готовим из них блюда, продаем, платим деньги сотрудникам и арендодателям и покупаем новую партию продуктов. Оставшуюся сумму большинство сетевых ресторанов вкладывает в развитие, поэтому серьезных денежных запасов ни у кого нет. Как только прибыль перестает поступать, компания теряет рабочий капитал и ей буквально нечем расплачиваться за аренду и работу людей. Если выручки нет, бизнес останавливается.

На сегодняшний день из 300 точек у нас работает 61, и то только на доставку или самовывоз. Прибыль минимальна — восемь процентов от обычной выручки. Этих денег не хватает ни на оплату аренды, ни на зарплату. Если в цифрах, то выручка сейчас — 60 миллионов, при этом только на одну зарплату для сотрудников нужно 250 миллионов. 

Ресторанная отрасль входит в список наиболее пострадавших от коронавируса, однако речь идет только о малом и среднем бизнесе, для которого предусмотрены программы господдержки. Такие компании, как «Шоколадница», относятся к крупному бизнесу, и получается, что в этот кризис нам намного тяжелее. Потому что «большой» бизнес должен продолжать платить налоги, аренду и все остальное. То есть, даже находясь в пострадавшей отрасли, мы не попадаем ни под одну программу поддержки и пока вынуждены выживать сами по себе. Надеюсь, что это изменится.

Фото: Пресс-служба сети «Шоколадница»
Фото: Пресс-служба сети «Шоколадница»

Конечно, в чем-то помощь есть, но она связана не с господдержкой, а с человеческими или партнерскими отношениями. К примеру, банк ВТБ, с которым мы работаем много лет, пошел нам навстречу и выдал кредит под нулевую ставку (как для малого и среднего бизнеса) на зарплату сотрудникам за март.

Несмотря на все сложности, мы уже разрабатываем план на будущее. Называем его «Restart с нуля», потому что после кризиса мы фактически будем начинать бизнес заново. Мы рассматриваем самые разные сценарии и пытаемся понять, какой из них наиболее реален и как нам лучше действовать. 

Количество точек однозначно уменьшится. Практически вполовину. В первую очередь закроются те места, где мы не сможем договориться о льготах по аренде. Мы также закроем «имиджевые» точки, которые никогда не приносили серьезной выручки. Раньше мы их тянули наравне с остальными, но теперь останутся только эффективные места, которые приносят прибыль. 

Многих людей придется уволить. Что касается остальных, то, скорее всего, мы перейдем на двухдневную рабочую неделю. Это предполагает сокращение зарплаты на 60 процентов, но позволит сберечь рабочие места. Я очень надеюсь, что костяк команды удастся сохранить.  

Одним из приоритетных станет онлайн-направление. Мы начали развивать его еще до кризиса, когда появился спрос на доставку и еду «на вынос». Думаю, что многие еще долго будут брать ее с собой, чтобы лишний раз не сидеть в кафе среди людей. Мы также планируем развивать направление B2B, то есть наши блюда вскоре появятся на полках магазинов.

Фото: Пресс-служба сети «Шоколадница»
Фото: Пресс-служба сети «Шоколадница»

Рестораны относятся к местам массового скопления людей, поэтому нас могут открыть в последнюю очередь. По одному из сценариев, который я называю среднеоптимистичным, мы выйдем на свои объемы через девять месяцев после того, как рестораны официально откроются.  

Однако я осознаю, что, даже когда мы сможем полноценно работать, люди все еще будут находиться под информационным давлением: «Будьте бдительны, не собирайтесь группами, не ходите в людные места». Этот фактор страха, снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы будут напрямую влиять на нас после открытия, и восстановление будет очень долгим.  

Сейчас важно будет внимательно относиться к развитию. Не стремиться куда-то опережающими темпами, а развиваться так, чтобы у компании обязательно был запас прочности, какие-то денежные средства на счету. Не идти на пределе, иметь страховку. Думаю, что это правило еще долго будет работать для любого бизнеса.

Подготовила Саша Чернякова

«Сноб» совместно с Ассоциацией независимых директоров публикует серию материалов в рамках рубрики «Лучше будет», где эксперты и представители малого и среднего бизнеса будут говорить о проблемах, с которыми столкнулись разные отрасли во время пандемии, рассказывать, как лично им удалось переориентировать свой бизнес и в чем они видят возможности для роста.

Если вы хотите задать вопросы экспертам и членам Ассоциации независимых директоров, это можно сделать на онлайн-заседаниях цикла «Открытый совет директоров. Антикризисная повестка».