Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»
Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

Непродовольственный ритейл

После того как в начале апреля сетевые ритейлеры, занимающиеся продажами одежды, обуви, косметики, парфюмерии и других непродовольственных товаров, обратились к президенту Владимиру Путину и премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой поддержать их в кризис, их включили в список наиболее пострадавших от пандемии отраслей. 

В обращении к президенту представители 49 компаний сообщили о том, что сетевой ритейл, даже по самым оптимистичным прогнозам, не сможет восстановиться в ближайшие полгода. По прогнозу Fashion Consulting Group, после снятия карантинных ограничений в Москве могут закрыться 35–50% магазинов одежды, обуви и аксессуаров. Фэшн-индустрия будет уходить в онлайн, а это означает, что торговые центры продолжат нести убытки. 

Из-за снижения покупательной способности граждан произошел обвал на рынке автомобильного ритейла. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снижение продаж новых автомобилей в России достигло рекордного значения за всю историю отрасли — 72,4%. 

Коммерческая недвижимость

Переход торговли в онлайн и снижение покупательной способности — не единственная проблема, с которой столкнутся торговые центры. Закрытые помещения, наполненные людьми, еще долгое время будут восприниматься как потенциально опасные из-за риска заражения. Поэтому, по мнению экспертов, перед владельцами ТЦ с большой долей вероятности встанет вопрос об их реконструкции, поиске новых архитектурных решений, которые позволили бы посетителям чувствовать себя комфортнее. 

В прошлом останутся закрытые «коробки» без естественного освещения, в которых покупатель теряет ощущение времени. Перестанет быть актуальным и принцип «чем больше парковочных мест, тем лучше», поскольку загруженность торговых центров в ближайшие годы сильно снизится. 

Из-за ухода арендаторов доля свободных площадей на рынке торговой недвижимости Москвы к концу 2020 г. может вырасти до 10–12%. Это случится, если собственники торговых центров не пойдут на смягчение коммерческих условий для арендаторов. Строительство новых торговых центров также пойдет на спад. Например, по оценкам аналитиков Cushman & Wakefield, будет построено на треть меньше новых торговых площадей, чем планировалось до пандемии. 

С офисной недвижимостью дела обстоят еще хуже, чем с торговыми центрами. По владельцам офисов ударило то, что еще недавно казалось основой стабильности и надежности — долгосрочная аренда. Опыт удаленного режима работы скажется на организации рабочего процесса многих компаний. По данным аналитического центра НАФИ, из примерно трети работодателей, которые смогли перевести своих сотрудников на удаленку, лишь 20% готовы сохранить такую форму работы по окончании вынужденной самоизоляции. Но так или иначе, в офисы после карантина вернутся не все. Сокращение спроса приведет к росту популярности смарт-офисов или «гибких офисов», в которых пространство не закреплено за конкретным сотрудником, и коворкингов. 

Продуктовый ритейл

Продуктовый ритейл — одна из немногих сфер бизнеса, которой удалось в текущей ситуации нарастить доход. В середине апреля средний чек москвичей в магазинах у дома увеличился на 44–56%, в других регионах рост составил от 26 до 41%. 

Продуктовый ритейл позволил остаться частично открытыми даже большим торговым центрам. Но в перспективе сфера продовольственного ритейла тоже понесет убытки. По данным исследования Boston Consulting Group (BCG) и «Ромира», российские потребители в ближайшие полгода планируют сократить расходы в 90% категорий продуктов и услуг, в том числе онлайн. По данным того же исследования, 51% опрошенных планирует реже ходить за покупками в торговые центры, а 38% — в гипермаркеты. 

Производства

Ритейлеры, занимающиеся реализацией непродовольственных товаров, хоть и не сразу, но были включены в список наиболее пострадавших отраслей, а вот производители этих товаров — нет. Вместе с тем, падение продаж очевидно приведет к закрытию производств. Онлайн-ритейл позволяет оставаться на плаву производителям товаров, которые делают жизнь на карантине комфортнее — бытовой техники, товаров для спорта, рукоделия. Производители товаров роскоши и модная индустрия терпят убытки

О возможном банкротстве предупредили производители мебели. Почти 70% мебельных предприятий в России оказались на грани банкротства из-за вынужденного простоя во время нерабочих дней, отсутствия господдержки и кризиса неплатежей. «В отличие от многих других отраслей экономики, мебельной отрасли, наряду с ресторанным и гостиничным бизнесом, фактически запретили осуществлять основную деятельность, но при этом сохранили за ней все финансовые обязательства», — считает президент ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Александр Шестаков. 

Тревога нарастает и в сфере авиастроения. Сокращение объема авиаперевозок и банкротство региональных авиакомпаний может спровоцировать кризис и среди производителей. Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что полное восстановление пассажиропотока до уровня конца 2019 года, необходимое отрасли, вряд ли произойдет в ближайшие два года. 

Сфера услуг

Сфера услуг сильнее всего пострадала от кризиса, вызванного пандемией. 13 мая власти 36 российских регионов разрешили возобновить работу парикмахерским, ремонтным мастерским и другим предприятиям сферы услуг, которые ранее приостанавливали работу из-за распространения коронавируса. Предприятия малого и среднего бизнеса, оказывающие бытовые услуги — прачечные, химчистки, ремонтные мастерские, салоны красоты, парикмахерские — а также стоматологические клиники, предположительно, вернутся к нормальному режиму функционирования уже через пару месяцев. Но этот прогноз распространяется не на всю сферу услуг. 

Авиаперевозки

Международное авиасообщение практически остановлено — осуществляются только грузовые, почтовые, санитарные и гуманитарные рейсы. В апреле 2020 года пассажиропоток упал почти на 92% по сравнению с тем же месяцем 2019 года. 

Согласно проекту Росавиации по выходу отрасли из кризиса ограничения будут сниматься поэтапно. Перед полетом у всех пассажиров будут бесконтактно измерять температуру. Тех, у кого она будет выше 37,5, к полету не допустят. 

На первом этапе пассажиров в самолетах будут рассаживать с соблюдением дистанции: при расстановке кресел по три в ряд — не занимается среднее, по два в ряд — в шахматном порядке. В самолетах все должны будут носить маску и перчатки, а на рейсах длительностью более трех часов будут планово менять средства защиты «в санитарно-гигиеническом блоке с соблюдением социальной дистанции».

Кроме того, пассажиров обяжут упаковывать одежду в пластиковый пакет, класть на полку и не доставать в течение всего полета. Перемещения по салону и возможность вызова бортпроводника также будут ограничены. 

Эксперты SimpliFlying предположили, что ужесточение санитарных мер международных перелетов может стать нормой. По их прогнозу, обязательным элементом предполетного досмотра может стать прохождение компьютерной томографии. Для приобретения билетов потребуется паспорт здоровья и страховка, покрывающая лечение от COVID-19. Багаж и ручную кладь подвергнут неоднократной обработке дезинфицирующими средствами и облучению ультрафиолетом.

В стоимость билета, вероятно, включат часть стоимости пустого кресла рядом. 

Туризм

Фото: Fran Boloni/Unsplash
Фото: Fran Boloni/Unsplash

Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO) оценивает нынешний кризис как худший для отрасли с 1950 года. По оценкам организации, первым может начать возрождаться внутренний туризм — большинство экспертов, принимавших учатие в исследовании, считает, что это произойдет в конце 2020 — начале 2021 года. Рассматривают три сценария восстановления международного туризма после пандемии в зависимости от того, когда страны начнут открывать границы. По самым оптимистичным прогнозам, если государственные границы начнут открывать в июле, турпоток снизится на 58% по сравнению с прошлым годом. В худшем варианте развития событий, если ограничения на передвижения продлятся до декабря, ожидается падение турпотока на 80%

С падением туристического потока связан и простой гостиниц и отелей. Гендиректор Hilton Кристофер Нассетта считает, что на восстановление потребуется несколько лет. Выручка сети упала на 13% за первый квартал 2020 года, выручка сети Marriott — на 25%, Hyatt — на 20%. Представители отрасли также говорят, что из-за угрозы распространения коронавируса в номерах планируется сокращать количество вещей: подушек, вешалок и — в отдельных случаях — минибаров. Также гостиницы рассматривают отказ от шведского стола. Вместо него постояльцам будут предлагать еду на вынос.

Рестораны

До половины ресторанов могут не открыться после окончания самоизоляции

Марк Карена, генеральный директор «Макдональдса» в России, считает, что многие рестораны будут сокращать число позиций в меню. «В будущем рестораны, кафе и прочие заведения общепита перейдут на принцип работы “делать меньше, да лучше”». По его словам, кризис позволил многим предпринимателям понять, что «упростить производственные процедуры и сократить риски, связанные с поставками», можно, если оставить в меню меньше позиций.

По его прогнозу, рынок общепита в России восстановится за 6–12 месяцев, но только при условии, что второй волны коронавируса не будет.

Крупные сети общественного питания, такие как «Шоколадница» и «Теремок» намерены закрыть как минимум 20% торговых точек. По предварительным оценкам, объем выручки в сегменте может восстановиться только на 50 процентов к февралю 2021 года.

Фитнес

Многие фитнес-клубы в условиях самоизоляции перешли к работе в онлайн-режиме. На первый взгляд, это удачное решение для спасения бизнеса. Однако трудность состоит в том, что спрос на такие услуги вынужденный, а не органический. Многие бывшие клиенты предпочитают digital-тренировкам самостоятельные занятия спортом дома. Уже сейчас, несмотря на попытки перехода в онлайн, продажи в отрасли упали в среднем на 70%. 

Подготовила Ксения Праведная