Сейчас у нас большой приток людей, которые ранее даже не задумывались о прохождении онлайн-курсов. Многие платформы открыли бесплатный доступ к своим программам, и для новых пользователей это стало отличной возможностью для тестирования дистанционного формата. 

В период пандемии вырос спрос на краткосрочные программы обучения, которые предлагают относительно быстро овладеть конкретными навыками. Обычно они длятся от 2 до 6 месяцев. Наряду с этим мы замечаем падение интереса к курсам длиной 1,5-2 года. Короткий формат сейчас считается более комфортным для обучения — когда рынок меняется очень быстро, ждать получения знаний 1,5-2 года слишком долго. Такая тенденция наблюдалась и до пандемии, но сейчас ее ускорило всё: самоизоляция, нестабильный рубль, удаленная работа. 

Намного активнее, чем раньше, будет развиваться модульный формат обучения. Люди хоть и находятся дома, но зачастую работают не меньше прежнего. Поэтому им интересно обучение в формате интенсивов (несколько часов в субботу или воскресенье — идеальный вариант, особенно если нужно выполнять практические задания, делать которые успевают не все).

Обучение станет персонализированным. Образовательные траектории будут подстраиваться под конкретные запросы обучающихся. Уже обозначился переход к мультиплатформенному обучению, когда человек может изучать интересный предмет там, где удобно: начинать курс за компьютером, а потом переходить на мобильный телефон без ограничений функционала и потери данных по образовательному прогрессу.  

Чему будут учиться

В сегменте B2C всё больше предложений для специалистов, которые хотят повысить квалификацию или даже сменить профессию — как правило, перейти в сферу digital. Здесь заметен спрос на новые специальности, которым во многом проще учиться онлайн. К ним относятся совсем молодые направления маркетинга: работа с видео- и аудио-контентом для продвижения продукта, использование технологий виртуальной и дополненной реальности и др. 

В кризис значительно вырос спрос на бизнес-программы: чтобы изменить стратегию и эффективно управлять командой в условиях неопределенности, руководители компаний и отделов вынуждены обращаться к новым инструментам.

Также актуальны программы с финансовой и IT-специализацией, потому что сейчас руководители вынуждены выстраивать бизнес-процессы дистанционно. 

Из-за карантина классические MBA-программы тоже переходят в онлайн. Более популярными становятся короткие курсы вроде mini-MBA, которые позволяют получать необходимые знания гораздо быстрее и применять их в бизнесе (это критически важно в кризис). В известной бизнес-школе INSEAD, к примеру, можно пройти такую программу за девять месяцев, а не за год или два. 

Востребованность бизнес-программ подтверждает статистика тех, кто сдает эк­за­мен GMAT (англ. Grad­u­ate Man­age­ment Ad­mis­sion Test — всту­пи­тель­ный тест для ма­ги­стер­ских про­грамм в сфе­ре управ­ле­ния). При стабильной экономике GMAT сда­ют более 200 ты­сяч че­ло­век в год, а во вре­мя кри­зи­сов это чис­ло рез­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся. Но нужно учитывать, что сегодняшний кризис нетипичный. Люди лишились возможности передвигаться внутри страны, планировать путешествия и обучение за ее пределами. Дом стал и работой, и университетом. 

Поэтому самоизоляция — отличная возможность прокачать навыки, соответствующие новым реалиям рынка. Рост покажет обучение soft skills — «надпрофессиональным» навыкам, связанным с общением и тем, как человек взаимодействует в рабочем процессе, во многом из-за того, что обстоятельства диктуют необходимость обучения работе с распределенной командой и ведению переговоров как с руководством, так и с подчиненными. 

Фото: Vlada Karpovich/Pexels
Фото: Vlada Karpovich/Pexels

К чему все ведет?

То, что происходило с образованием прежде, только катализируется вирусом. Скорость развития рынка онлайн-образования из-за пандемии увеличивается в десятки раз. Традиционные школы и вузы переносят свои программы в интернет, а значит, инструменты работы со студентами в онлайн-среде должны подстраиваться под это быстрее. Именно поэтому образовательные проекты стали уделять еще больше внимания инвестициям в R&D и развитие продукта (как в диджитал, так и в методологическом аспекте), а также совершенствованию этих инструментов.

Но переживать насчет очного образования не стоит: оно точно не умрет, поскольку онлайн где-то всё ещё не может полноценно заменить инструментарий обучения в аудитории: это и мотивация, и ощущение физического присутствия. 

К тому же, многие пользователи сами пока не готовы к кардинальной смене формата. Учиться дома — значит отказаться от сложившегося понимания процесса обучения, а многим это пока сделать очень сложно. Чаще всего студентам нужен наставник, который будет сопровождать их на пути, подсказывать и давать советы. Очевидно, присутствие ментора в аудитории мотивирует больше, чем его изображение на видео в Zoom. 

Когда изоляция закончится (надеемся, что уже к началу нового учебного года), большинство образовательных проектов вернется в режим офлайна. Совершенно точно без него не обойтись школьному образованию. Но нужно понимать, что офлайн не будет прежним: те участники рынка, которые уже попробовали инструменты онлайн-обучения из-за сложившихся обстоятельств, оценят их удобство и возможности. К примеру, проверку домашних заданий проще проводить дистанционно. Так, элементы онлайн-образования будут внедрять и на очных занятиях. А объединение инструментов онлайн-обучения и традиционного очного формата ведут к тому, что смешанный формат получения знаний в ближайшие годы окажется наиболее универсальным для студента.