В России розничные магазины косметики закрыты с 28 марта. На площадке Wildberries за апрель и первые две недели мая купили более 11 миллионов штук помад, сообщили изданию в онлайн-магазине. При этом в первую неделю режима самоизоляции (с 30 марта по 5 апреля) спрос вырос сразу на 72 процента относительно предыдущей недели. Затем еще две недели спрос оставался на том же уровне. Пик пришелся на четвертую неделю апреля (продано два миллиона штук) — тогда рост составил 82 процента. Майское введение масочного режима на показатели не повлияло.

На площадке Ozon в марте и апреле продажи помады выросла на 47 процентов год к году, блеска для губ — на 185 процентов. Пики продаж пришлись на период с 6 по 12 апреля (рост на 26 процентов к предыдущей неделе), а также с 20 по 26 апреля (рост 22 процента).

На «AliExpress Россия» продажи на второй неделе мая выросли на 65 процентов по сравнению с показателями второй недели апреля. По данным сервиса Lamoda, с 21 марта по 30 апреля пользователи заказывали товары для красоты на 60 процентов чаще. Там также подтвердили рост продаж уходовой косметики — масок для лица, кремов, масел для тела, пилингов.

«Индекс помады»:

Издание упоминает «индекс губной помады» — это термин, который в 2001 году ввел глава совета директоров компании Estée Lauder Леонард Лаудер. Он представил этот индекс как индикатор состояния экономики: после терактов 11 сентября 2001 года, например, продажи помады выросли на 11 процентов, схожая ситуация наблюдалась и в годы Великой депрессии. По словам гендиректора Reed Exhibitions Russia Анны Дычевой-Смирновой, это объясняется тем, что помада — менее затратная альтернатива дорогим покупкам (одежде, обуви и аксессуарам).

В целом эта тенденция удивительна, считает Дычева-Смирнова: последние годы спрос на декоративную косметику снижался по всему миру, а новое поколение девушек зачастую не приемлет большого количества косметики, но любит уходовые средства (сыворотки, тоники, спреи для лица). Финансовый директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян в свою очередь обращает внимание, что часть людей продолжили работать в режиме онлайн-конференций, а потому многие женщины хотят выглядеть презентабельно перед камерой.

Мнение эксперта:

Как рассказала «Снобу» кандидат экономически наук, доцент МГУ, директор Центра когнитивной экономики при университете Анна Солодухина, не существует ни одной научной статьи в рецензируемом журнале, который подтверждал бы связь между продажами губной помады с динамикой ВВП или другими прямыми показателями состояния экономики. Поэтому, считает она, вопрос о том, действительно ли такой феномен существует, остается открытым.

«Можно привести частные случаи, которые говорят обратном: например, во время кризиса 2008 года продажи губной помады Estée Lauder, глава которой в свое время и предложил этот индекс, упали на шесть процентов за квартал. Учитывая, что научных исследований, подтверждающих наличие этого феномена, нет, можно сказать, что экономисты к подобным выводам относятся как к ложным корреляциям и всерьез не принимают», — говорит она.

Эксперт считает, что для интерпретации этого индекса в качестве показателя экономического состояния нужно, чтобы «явление в основе этого индекса было привязано к экономическому состоянию цепочкой причинно-следственных связей».

«В данном случае, есть психологическая подоплека связи продаж губной помады и состояния экономики: в условиях падения доходов потребителям становятся недоступны предметы роскоши, такие как брендовая одежда, обувь, аксессуары, и они переключаются на дешевые товары из этой категории, например, помаду. Говоря словами Леонардо Лаудера, покупая губную помаду женщины ищут дешевую "роскошь", когда денег не хватает. Говоря экономическим языком, рост продаж губной помады — следствие эффекта дохода и эффекта замещения. Однако нет гарантий, что подобным товаром, спасающим от кризисной хандры, в каждый экономический кризис будет именно помада. Может, это будет лак для ногтей, может, подвеска на браслет или кружевное боди. Остается только догадываться, а значит, и о надежности индекса губной помады, так же как и его предсказательной силе, говорить не приходится», — рассказала кандидат экономически наук.