Для индустрии деловых мероприятий способность бизнеса перейти в онлайн оказалась единственным возможным решением, чтобы продолжать работать в дальнейшем. Организаторы, которые смогли быстро отреагировать на новые реалии, связанные с распространением COVID-19, практически сразу перевели на удаленку все бизнес-процессы и адаптировали свои услуги под интернет-аудиторию. Благодаря их гибкости сейчас проходят деловые мероприятия в онлайн-формате, пусть и не в том количестве, что раньше. 

Кризис показал, что, несмотря на всеобщую доступность и широкие возможности интернета, за внимание аудитории нужно бороться и делать это придется в крайне ограниченных бюджетах. На данный момент многие event-компании делают онлайн-мероприятия бесплатно или по очень низкой цене. По сути, им приходится заново зарабатывать авторитет среди зрителей: сначала доказать свою пользу и ценность и только потом назначать цену за участие. Исключением являются только события с популярными спикерами и звездами мирового масштаба, за выступления которых люди были готовы платить и раньше. 

Труднее всего пришлось организаторам статусных конференций и выставок. Их, вероятнее всего, невозможно перевести в онлайн-формат. По крайней мере, за два первых месяца это не удалось никому. Ценность таких мероприятий — в присутствии первых лиц государства, представителей корпораций и транснациональных компаний. У нас есть особое отношение и даже пиетет к статусу. Одно дело — лично присутствовать на таком мероприятии, и совсем другое — участвовать в нем удаленно, общаясь с невидимой аудиторией через экран монитора. Интернет нивелирует статусность, а престиж таких мероприятий размывается. 

Интересные факты:

Согласно ежеквартальному обзору мировой выставочной индустрии, на 31 марта в мире отменены более 1600 международных и локальных выставок.

Договорные обязательства второго квартала не будут реализованы как минимум на 134 млрд евро, а к концу 2 квартала 2020 года мировая экономика недополучит более 80 миллиардов евро вложений выставочной индустрии.

За цифрами международной статистики — более 100 тысяч рабочих мест в России.

Выгоды онлайна

Для компаний с финансовым запасом прочности переход деловых мероприятий в онлайн оказался не таким сложным и сразу показал свои преимущества для индустрии. 

  • Полное отсутствие офлайн-логистики, что является основной организационной сложностью. Нет затрат на аренду помещений и оборудования, поездки и встречи, офлайн-регистрацию и персонал, работающий на площадке, размещение и питание участников.
  • Доступность спикеров стала на порядок выше: обсуждения выступлений перешли в мессенджеры и конф-коллы в Zoom, а период участия сократился до подготовки к выступлению и самого эфира. 
  • Удобство для зрителей: прямые трансляции можно смотреть в любой точке мира, а доступ к видеоархивам расширяет аудиторию в разы.
  • Экологичность. Ни тонн утилизированных стендов, ни миллиона единиц одноразовой посуды, ни бумажных раздаточных материалов. Нет мероприятий — нет мусора. 

Помимо этого, инструменты работы с интернет-аудиторией, которые организаторы успешно применяли ранее лишь как часть глобального процесса подготовки — это и регистрация участников, открытая в сети заранее, и проведение онлайн-голосований для формирования деловой программы, и опросы для сбора обратной связи, — сейчас заняли чуть ли не главные позиции и ускорили ее в разы. Для офлайн-формата этот период длится от шести месяцев до года в зависимости от масштаба. А сейчас мы видим молниеносную для event-индустрии реакцию — с момента анонсирования до старта проходит две недели, максимум месяц. Невиданная до этого роскошь! Неужели пандемия совершила революцию, и онлайн захватил мир офлайна? 

Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»
Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

Онлайн, офлайн или ничья?

Главным содержанием любого мероприятия остается коммуникация и взаимодействие людей, которые приходят на конференцию со своими ожиданиями и потребностями. Там они обмениваются информацией, знаниями, эмоциями и уходят с впечатлениями, которые сформированы не только контентом, но и атмосферой. 

По прошествии двух месяцев стало очевидно, что онлайн со всеми технологическими возможностями не способен стать полноценным аналогом офлайна и не может заменить настоящий, живой диалог. Контакта с аудиторией, энергетического посыла, который «заряжает» зал, не возникает. Спикеры не чувствуют друг друга, находясь каждый за своим экраном. Достаточно обратить внимание, насколько по-разному выступающие держатся на сцене и перед импровизированной камерой своего компьютера. Многим необходимы единомышленники и даже оппоненты, сидящие рядом. Кроме того, не хватает поддержки слушателей. Ораторам важно получить обратную связь, а сделать это в онлайне крайне сложно.

Еще один важный вопрос — как оценить охват и вовлеченность зрителей? Можно предположить, что 30–50% зарегистрировавшихся участников не только слушают, а отвлекаются на свои дела. Можно фиксировать регистрацию входящих заявок и видеть, сколько человек следят за трансляцией, но очевидно, что нетворкинг в привычном виде отсутствует. Знакомства, обсуждения «на ходу», устные договоренности, тет-а-тет встречи, непринужденные беседы за кофе — этого во время онлайн-конференций не происходит. 

Будущее деловых мероприятий

Учитывая все вышеперечисленные факторы, я могу предположить следующее. Проявленный сейчас дефицит личного общения сформирует большой отложенный спрос на офлайн-мероприятия. Это дает силы с оптимизмом смотреть  на рынок event-индустрии, хотя и не в самой близкой перспективе. Предполагаю, что нас ждет огромный поток событий после того, как ограничения, вызванные коронавирусом, будут сняты. Онлайн не заменит офлайн.

В будущем отрасль будет развивать комбинированные форматы. Организаторы офлайн-событий будут активно использовать опыт, приобретенный во время кризиса, и усиливать цифровыми решениями очные мероприятия. Например, в целях оптимизации расходов в деловой программе будет больше спикеров, выступающих удаленно, для привлечения внимания и увеличения количества участников стенды будут содержать больше визуально-интерактивного контента, а оцифрованные за время кризиса экспонаты полностью или частично заменят своих натурных предшественников. Не останется мероприятий без онлайн-трансляций и предоставления доступа к видеоархиву. А если посмотреть более креативно, то, возможно, кто-то продолжит традицию социального дистанцирования и организует на площадке отдельные комнаты для просмотра и прослушивания сессий, где могут находиться одновременно ограниченное количество человек. С одной стороны, полный комфорт и отсутствие необходимости переходить из зала в зал, с другой стороны, возможности очного участия на расстоянии нескольких шагов.