Фото: Brain Dead/wearebraindead.com
Фото: Brain Dead/wearebraindead.com

В истории есть немало примеров того, что лучший дизайн униформы удается художникам. В 1950-е одними из самых эффектных комплектов одежды для бортпроводников были юбки и жакеты, созданные дизайнерами Dior. А в 1997 году французский модельер Жан-Шарль де Кастельбажак представил знаменитый «радужный» дизайн облачений для пяти тысяч священников Ватикана, в том числе для самого папы. В конце концов, одежду духовенства тоже отчасти можно назвать униформой.

К художникам обратился и фонд V–A–C, запустивший проект «СОЮЗ», первым этапом которого стал конкурс для начинающих дизайнеров одежды: победитель разработает униформу для работников творческих мастерских в ГЭС-2, расположенных на территории бывшей электростанции, реконструированной по проекту итальянского архитектора Ренцо Пьяно, которая станет общественным пространством с галереями, художественными резиденциями, просветительским центром, кинотеатром, а также набережной и березовой рощей.

Спецодежда понадобится работникам «Сводов», центра художественного производства, в здании которого в конце XIX века располагались водочные склады. Униформу смогут носить мастера и художники, работающие с металлом, деревом, пластиком, керамикой, текстилем, красками, а также административные сотрудники и гости «Сводов». 

Однако униформа давно перестала выполнять исключительно утилитарную функцию, современная спецодежда — это зачастую также художественное высказывание, авторы которого наделяют рабочую одежду новыми смыслами.

Анзор Канкулов, руководитель направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор «Фонда развития моды»:

В «Философии Энди Уорхола» есть место, где он говорит в своей парадоксально-афористичной манере: «Я обожаю униформу! Лучше знать, что в тебе любят тебя самого, а не то, что из тебя может сделать одежда». Вообще, со стандартизированной, форменной одеждой произошла довольно любопытная вещь: раньше униформа была символом положения, часто — власти, знаком «готовой идентичности». Потом ее взяли в оборот разные субкультуры, униформа превратилась в средство самовыражения, пришла в большую моду и стала одним из главных и самых долгоиграющих референсов фешен-дизайнеров. Сейчас для культурных, творческих институций, вообще для многих компаний и брендов форма — это важнейшая часть «сторителлинга», способ рассказать свою «легенду», создать идентичность площадки. Попросту говоря, она задает стиль, с акцентом на содержание, а не на внешнюю форму — как раз как говорил Уорхол. 

Фото: Heron Preston х Carhartt WIP, КМ20
Фото: Heron Preston х Carhartt WIP, КМ20

Ольга Карпуть, основатель концепт-стора КМ20:

Униформа в современной моде — это принадлежность к определенному комьюнити или субкультуре. Взять, например, скейтеров. Стиль ребят, гоняющих на скейтах, сейчас актуален как никогда. Их униформа — это широкие брюки, кроссовки на плоской подошве, шапки бини, футболки и худи оверсайз, модная доска. С помощью этой униформы скейтеры определяют «своих и чужих», а те, кто не принадлежат к этой субкультуре, считывают ее «код». Униформа формирует классный образ, который транслируется в моду. Появилось много брендов, которые вдохновляются этой культурой, от наших ребят из «Рассвета» до лос-анджелесских Brain Dead (эта марка уже совсем скоро будет представлена в КМ20).

Людмила Алябьева, академический руководитель аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ, к. ф. н., доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»:

Униформа представляет собой один из самых интересных и неоднозначных одежных жанров: с одной стороны, она по сути является материальным воплощением идей контроля, принуждения и дисциплины, с другой — не стоит забывать про «тайную», неформальную жизнь любой униформы и ее трансгрессивный потенциал, порождающий символику эротизма и фетишизма. 

Такая многосложность форменного костюма делает его невероятно привлекательной темой для дизайнеров моды, которые, от Chanel и Yves Saint Laurent до Claude Montana и Comme des Garçons, с разной степенью интенсивности отсылают нас к идее униформы в своих коллекциях.

Фото: «ГР-Униформа», КМ20
Фото: «ГР-Униформа», КМ20

Алексей Баженов, основатель Института Beinopen:

Традиционно униформа обладает прямым высказыванием: это явный и очень однозначный маркер принадлежности к социальной группе, такой мерч, который нельзя купить. Кроме того, униформа безусловно функциональна. Поэтому она «противоположна» современной моде — это история про унификацию, не про различие. И когда самые талантливые дизайнеры обращаются к этой теме (Гоша Рубчинский с проектом «ГР-Униформа» и Алессандро Микеле в коллекции SS 2020), в их контексте она означает конец моды. Усталость от постоянной сменяемости и шести коллекций в год, от их карнавальной эстетики.  

Но мы бы предложили вспомнить «нормаль-одежду» Татлина и прочитывать униформу не как защиту или социальный маркер, а как призыв перезапустить моду с нуля по новым принципам. Современная мода движется в направлении экологичности и этичности производства, долговечности и функциональности одежды.

Конкурс «СОЮЗ» проходит в несколько этапов: заявки, которые смогут отправить не только студенты, но и выпускники профильных вузов, эксперты будут оценивать по ряду критериев, среди которых — экологичность материалов, понимание производственных процессов и возможность локального производства. Победитель конкурса станет известен 15 июля: он получит денежный приз и будет участвовать во всех этапах создания и выпуска униформы. Если автор живет и работает не в Москве, фонд V–A–C обеспечит его присутствие на производстве. В процессе работы финалиста будет сопровождать приглашенный эксперт проекта, дизайнер марки Inshade Мария Смирнова. 

Открытие ГЭС-2 запланировано на конец 2020 года.

Автор: Александр Зогин