Считать выживших и погибших после коронавирусной войны еще рано, но уже можно говорить о том, какой бизнес смог устоять во время пандемии и кто не боится второй волны.

Доставка еды

В числе победителей — сервисы доставки еды. Перейдя на удаленный режим работы, многие люди не захотели тратить время на приготовление обедов. В результате резко выросло число ресторанов, подключившихся к сервису доставки Delivery Club. Только в начале пандемии число заведений на платформе сервиса утроилось. Также в апреле в Delivery Club вышел на рекордные для себя 1 млн заказов в неделю.

Бесконтактная доставка, когда курьер оставляет заказ у двери и не общается с клиентом напрямую, стала приятным бонусом к привычной услуге. Так люди обеспечивают себе если не безопасность, то хотя бы ее иллюзию.

Фармацевтика и медицина

В разгар пандемии люди не жалели денег на лекарства и медицинские услуги. По данным аналитической компании DSM Group, в первом квартале 2020 года объем продаж противовирусных препаратов вырос на 21% по сравнению с таким же периодом 2019-го. Если начнется вторая волна коронавируса, аптеки снова ждет наплыв покупателей.

В списках услуг большинства медучреждений в связи с угрозой COVID-19 появились консультации вирусолога и новые виды анализов. С марта лаборатория «Гемотест» начала проводить тестирование пациентов на коронавирус, получив грант от правительства Москвы. Такая же привилегия теперь есть у сети медклиник «Медси» и лабораторий «Хеликс».

Учитывая, что тест на COVID-19 можно делать бесконечное число раз (им можно заболеть повторно или периодически проверяться на наличие), во время второй волны услуги лабораторий будут пользоваться высоким спросом. Да и сейчас интерес не ослабевает: многие проверяют себя, так как знают, что вирус может не проявляться и переноситься бессимптомно.

Телемедицина и дистанционные юридические услуги

Если анализы можно сдать только лично, то проконсультироваться с врачом возможно и онлайн. Пандемия помогла совершить резкий скачок телемедицине. В режиме самоизоляции большинство проблем со здоровьем, не требующих личного контакта с врачом, решалось по телефону.

Специфические вопросы, связанные непосредственно с COVID-19, конечно, задавались чаще всего. В середине марта сервис «Теледоктор24» предложил онлайн-консультации вирусолога, и этот продукт сразу стал топовым. Также к теледокторам обращались, чтобы узнать, куда идти с определенными симптомами и как отличить грипп от коронавируса. Пациенты ждут от телемедицины качественной и быстрой информации, и этот формат не исчерпает себя ни после пандемии, ни во время второй волны.

Еще одна бизнес-сфера, которая прекрасно чувствует себя во время пандемии коронавируса, — дистанционные услуги по страхованию и правовой поддержке. На рынке появились новые продукты, которые, я уверен, еще долго будут востребованы: страхование от COVID-19, юридические консультации по вопросам карантина и больничного. Например, 40% звонков в сервисы «Юрист24» и «Личный юрист» касаются оплаты больничных листов в связи с эпидемиологической ситуацией, а также защиты бизнеса.

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash
Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Медиаресурсы, репетиторство и онлайн-экскурсии

У запертых в четырех стенах потребителей в разы вырос интерес к развлекательным сервисам. Медиаресурсы боролись за внимание покупателей, как могли: «Триколор», «Билайн» и «Мегафон» сделали частичный доступ к своему контенту бесплатным. Другие онлайн-площадки снижали стоимость подписок, проводили акции. Это был отличный ход: многие клиенты продлили платные подписки.

На онлайн-площадках появилось много интересных фильмов, сериалов и концертов. Этот формат позволил заработать и исполнителям, ведь офлайн-площадки были недоступны. Такая стратегия продолжит играть на руку сервисам, которые останутся главным «окном в жизнь» во время второй волны.

Также ощутимо вырос спрос на образовательные онлайн-курсы. Россияне решили заняться и изучением иностранных языков, и пением, и вязанием, и танцами, и фитнесом. Преподаватели проводили пробные занятия бесплатно и предоставляли хорошие скидки на пакеты услуг. Я уверен, что такой формат останется в живых и после возвращения к привычному ритму. Многие оценили удобство изучения французского или испанского из дома: и учителю, и ученику не нужно тратить время на дорогу и деньги на проезд.

На рынке появились новые культурно-развлекательные услуги: онлайн-спектакли, онлайн-экскурсии. Теперь, не выходя из дома, можно побывать в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина или увидеть Бородинскую панораму.

В будущем, помимо записанных заранее виртуальных путешествий по музеям, могут появиться услуги живых индивидуальных экскурсий, где задать интересующие вопросы можно будет в режиме онлайн. Уверен, что ни вторая, ни последующие волны не убьют в людях желание развиваться и получать новые знания.

Временное хранение вещей

Если интерес к сферам дистанционных услуг, сериалам и медицине был более-менее предсказуем, то резкий рост спроса на временное хранение вещей предположить могли немногие.

Речь идет о формате self storage, когда складской комплекс сдает в аренду отдельные ячейки. По оценкам консалтинговой компании Knight Frank и Ассоциации компаний индивидуального хранения (АКИХ), на конец 2019 года общая площадь таких пространств в Москве составила около 200 000 квадратных метров.

Откуда же взрыв интереса к таким складам? Пространства self storage работают и для физических, и для юридических лиц. Любой клиент может дистанционно взять ячейку в аренду на определенный срок (как правило, от месяца), а также заказать услуги курьера для упаковки и перевозки вещей. Такой формат стал очень популярен у бизнеса: одни предприниматели съехали из офисов, и им нужно было где-то хранить мебель, другим — передержать товар. В результате самые сильные игроки рынка — «Хоумсклад», «Сити-Бокс», «Кьюби» и «Чердак» — отметили рост выручки на 10–20%.

Все эти примеры — отличная иллюстрация того, как сложное время подарило многим предпринимателям возможность развиваться. Оказавшись в жестких рамках, бизнес быстро научился действовать креативно, предложив клиентам новые продукты и сумев заработать, казалось бы, в катастрофической ситуации.