На недавно завершившемся Столыпинском форуме говорили про проблемы и будущее российского образования, а также размышляли о роли, которую в образовательных процессах играет и будет играть крупный бизнес. Современное образование в России пытается отвечать на запросы времени, в нем появляются новые элементы — внедряется онлайн-обучение, но, несмотря на попытки соответствовать мировым стандартам, оно по-прежнему слишком «традиционно» и монолитно. Над отечественным образованием довлеет советское прошлое — у государства сохраняется монополия на право обучать, хотя на Западе в образовательных процессах уже давно участвуют корпорации. Они возложили на себя ответственность за детей и студентов, сделав эту ответственность частью своей корпоративной культуры.

Современный российский бизнес видит свою роль в образовании очень узко. Большинство, думаю, около 90 процентов компаний, ограничивается оснащением школ дорогостоящей техникой и щедрой раздачей грантов, не понимая, что корпоративная ответственность не заканчивается на благотворительности. Лишь немногие, например, Сбербанк, 1С или «Яндекс» берут пример с западных корпораций, таких как, например, Apple, и открывают курсы дополнительного образования, а кто-то — профильные классы и факультеты. В рамках проектов «Клуб программистов» и «Яндекс.Лицей» школьники и студенты осваивают программирование, web-разработку или робототехнику. Несколько лет у БФ «Система» была похожая офлайн-программа «Лифт в будущее»: наши специалисты обучали старшеклассников и студентов 1-2-го курсов языку Python и микроэлектронике — давали инженерные знания, недоступные в рамках обычных школ или вузов. Как и в упомянутых выше проектах,  здесь был заложен здоровый прагматизм: бизнес вкладывается в образование молодежи, видя в ней своих потенциальных сотрудников. 

Однако я уверена, что нынешняя модель работы с детьми и студентами несовершенна. Нужно развивать образовательные проекты и создавать внутри корпораций структуры, которые в будущем можно будет с гордостью назвать полноценными корпоративными университетами. Если работать исключительно со школьниками, есть риск потерять их из виду сразу после выпускного, а значит, помножить на ноль все вложенные в них интеллектуальные и финансовые инвестиции. Следствием первой проблемы станет нехватка талантливых студентов — лучших из них «хантят» еще на первом или втором курсе, а оставшихся в течение нескольких лет, уже после приема на работу, приходится переучивать и «затачивать» под потребности той или иной компании. Корпорациям необходимо полноценно «вклиниться» в цепочку «школа — вуз — работа» на самом первом ее этапе, создать собственную образовательную платформу — экосистему, в которой человек будет находиться с детства до приема на работу, а еще лучше и после трудоустройства.

Такая образовательная система может состоять из трех модулей и комбинации онлайн- и офлайн-обучения. Первый модуль — работа со школьниками из старших классов. Детям, особенно из регионов, нужно дать максимально широкое представление о мире, о бизнесе, рассказать им, какие существуют профессии и где их можно освоить, обучить soft skills — критическому мышлению, показать, как работать в команде, договариваться и аргументировать свою позицию. Второй — студенческий. В партнерстве с университетами можно организовать практику и открыть биржу проектов или вечерних подработок, чтобы студенты еще на 1–2-м курсе «вливались» в корпоративную среду и культуру, тем самым сокращая время адаптации после трудоустройства. Студентам нужно показывать примеры успешного карьерного роста на конкретных примерах, привлекать к наставничеству ярких и неординарных спикеров уровня Германа Грефа или Дмитрия Конова. Ну и, наконец, третий модуль, про который во многих компаниях просто забывают, — обучение и переобучение действующих сотрудников. Им, как и молодежи, нужны новые знания или рескиллинг, чтобы люди развивались не только по вертикали, но и по горизонтали, меняя профессии и должности внутри корпорации.

Уверена, что в будущем без подобных корпоративных образовательных программ крупный бизнес существовать не сможет. Технологии меняют мир каждый день, знания, которые мы получаем в вузе, зачастую устаревают уже в момент получения диплома — человек постоянно находится в роли догоняющего. Занимаясь образованием школьников и студентов, внедряя их в свою структуру еще до официального трудоустройства, прививая им ДНК компании, а также переучивая собственных сотрудников на новые, более востребованные специальности, корпорации сохраняют и преумножают человеческий потенциал, а значит, остаются конкурентоспособными в своих отраслях. Знаю это по собственному опыту: когда-то я окончила филологический факультет МГУ, а сегодня — руковожу благотворительным фондом.

Подготовил Никита Павлюк-Павлюченко